Восхождение на Хан Тенгри 7010 метров

Есть вершина Хан-Тенгри! 12 августа в 12:30 по местному, киргизскому, времени на вершину поднялись Синицын Дмитрий, Безденежных Павел, Харапонов Максим, Новокшонов Андрей и гид - Колунин Руслан. Погода в день восхождения не баловала, однако сильного ветра не было. Сразу по возвращению в БЛ 14-го августа прыгнули в вертолёт и сейчас направляемся в Бишкек. Все участники здоровы. Отдыхаем, восстанавливаем силы. - Это если коротко... А теперь подробнее.

Все началось с того, что в прошлом году (2017) я не ходил ни в какие большие горы. По этому на 2018 год я запланировал себе какое-нибудь восхождение.

Вариантов было несколько - какой нибудь простой восьмитысячник в Непале, например Манаслу, или что-нибудь повыше семи тысяч, но более сложное, в других горах. Но после изучения всех вариантов, оказалось, что половина не подходит из-за сложностей с добиранием и планированием, еще часть отпала по причине высокой стоимости. Не хочется отдавать порядка 10 000  баксов за то, чтобы залезть на какую-то гору, особенно если это не Эверест. К тому же такая сумма существенно повлияет на мой накопительный фонд для Эвереста...

В общем, после изысканий на тему где легче самоубиться в горах,  осталось два варианта пик Победы и пик Хан Тенгри. Оба находятся в Кыргызстане, и даже базовый лагерь у них один и тот-же.

Следующая задача - найти компанию. В этот раз я решил, что лезть в одиночку - это уже слишком, даже для меня. Из знакомых никто не собирался, или слишком долго думал, или уже были другие планы. Что делать - гуглить!

В результате, решил, что просто воспользуюсь одним из коммерческих предложений. Есть группа, есть профессиональный гид, все уже организовано - all inclusive, как в Египте.

Ледник Южный Иныльчек

Купил билеты в Бишкек, в этот раз решил не экспериментировать с "киргизскими авиалиниями" а полетел как человек турецкими авиалиниями, через Стамбул.

Теперь у меня есть пару месяцев на то, чтобы собрать все недостающее снаряжение. Конечно большая часть всего, что понадобится у меня уже была, но парочку вещей, все же пришлось приобрести.

Первое, и самое главное - новые ботинки. Мои кожаные Lowa верно служили мне с 2009 года. Для восхождения на пик Ленина я также использовал теплые бахилы поверх ботинок. Но там было просто хождение, а в этот раз предвидится также лазание по скалам, так что кошки одетые поверх этих бахил могут быть не очень надежной конструкцией. Я очень не люблю мерзнуть, поэтому не долго думая, купил самые теплые в мире высотные ботинки - La Sportiva Olympus.

Интересный факт - самый большой в Польше выбор высотных ботинок был в небольшом магазинчике в пригородах Катовице. Как оказалось там обувается вся сборная команды Польши, которая ходила на K2 и другие "эвересты".

Еще одно приобретение - пуховый спальник, кстати, полностью украинского производства компании Turbat, даже с украинским пухом - Turbat Kuk. И в добавок к нему пуховые носки kapchuri. Я даже провел в базлаге эксперимент - на одну ногу одел теплый шерстяной носок, а на вторую пуховый. Пуховый оказался ощутимо теплее и кроме того легче.

Пуховы спальный мешок Турбат Kuk 250  Пуховые носки производства Турбат - kapchuri

Кроме того, за пару недель перед выездом, компания Red Point выпустила новый рюкзак Santis 70 и я решил его проверить на прочность.

Red Point палатка Steady 2 и рюкзак Santis

Итак, 26 июля 2018 года - вещи собраны, команда 5 человек и наш гид встречаемся завтра утром в самом крутом отеле, но это не точно, в Бишкеке.

Перелет прошел без приключений, писать не о чем, все-таки надо было лететь киргизскими авиалиниями. В аэропорту Манас я приземлился почти по расписанию, меня встретил человек с табличкой и отвез в отель. Там меня сразу заселили в комнату с видом на бассейн и какие-то руины - очень по киргизски. Стоит сказать, что вся поездка была организована через компанию Ак-Сай тревел, это самый известный и крупный альп-оператор. Компанию основал и ею руководит альпинист Дмитрий Греков.  У нас был полный пакет - который включал все от встречи в аэропорту до обратного вылета. Так, что не нужно было морочить себе голову со страховками, переездами и отелями.

Первый день. За завтраком в отеле познакомились со всеми участниками "экспедиции". До этого я был знаком только с нашим гидом - Русланом, и то, заочно. Люди были разные, кто-то уже ходил или, по крайней мере, пытался подняться на семитысячник, у кого-то это первая вершина выше Эльбруса. Целый день, практически ничего не делали. Я попробовал искупаться в бассейне при отеле, но как только разделся и уже собрался залезть в воду, услышал крик - Эээй..., ты заплатил?

Восхождение на Хан-Тенгри, Бишкек

В общем, как всегда. Я уже не первый раз замечаю, что в Киргизии ничего не может быть сделано нормально, всегда есть какое-то - "Эээй...". Вот например, завтрак в отеле - вроде все красиво, как Европе, но почему на завтрак подают жаренную курицу и пюре? Или бассейн - он хоть и расположен при отеле, но владелец другой, и даже если ты живешь в отеле, то надо доплатить за бассейн.

Утром следующего дня, за нами в отель приехал микроавтобус. Кроме нас, туда-же едут еще пару не-русскоговорящих иностранцев. По дороге, мы заехали в офис Ак-Сая, чтобы уладить какие-то бумажные формальности и наконец-то отправились в сторону гор. Кстати, заснеженные вершины видно из самого Бишкека, и это очень не обычно - в городе жара +40, а вдали виднеются снежные вершины. Но, это не те горы, которые нам нужны. До наших нужно ехать почти целый день, а потом еще на вертолете лететь.

По дороге мы заехали на фруктовый базар, где были горы арбузов, огромных азиатских дынь и еще куча всяких овощей-фруктов. Там мы купили парочку, а точнее три, арбуза и дыню. Как мне кажется, заплатили мы в 3 раза дороже, чем нужно, по крайней мере, в Бишкеке я видел цены гораздо ниже.

Рынок в Бишкеке перед восхождением на Хан-Тенгри

После обеда в придорожном кафе, дорога проходила мимо озера Иссык Куль. Мы даже заехали отдохнуть на пол часика на берегу. Горячие уральские парни сразу полезли в воду купаться, а мне вода показалась слишком холодной.

Ближе к вечеру приехали на приграничный контрольный пункт. Из будки-вагончика вышел пограничник в спортивном костюме и проверил у всех погран-пропуска. И вот еще совсем немного и мы прибыли на место - палаточный лагерь на берегу горной речки. Тут же находится и посадочная площадка для вертолета, который завтра отвезет нас в базовый лагерь "Южный Иныльчек" на высоте 4000 метров.

Лагерь в Карколе

К нашему приезду как раз приготовили ужин - all inclusive в действии. В больших палатках, в которые нас поселили уже есть электричество и настольная лампа. Правда стола для лампы нет.

За ужином выясняется, что завтра вертолета не будет, а будет он, послезавтра. Ну ладно подождем немного. Местность тут красивая, можно погулять по окрестным горам - подышать чистым горным воздухом.

С утра, после завтрака, так и сделали - пошли на ближайшую гору, для акклиматизации. Даже чуть обед не пропустили. Надо сказать, что питание было вполне на уровне - по утрам давали не курицу, а кашу, были всякие сыры и колбасы, на обед и ужин - пару видов супов, всякие салаты, пару мясных блюд, в общем очень даже неплохо.

Остаток дня спали, читали, пробовали съесть арбуз и дыню - вшестером не справились, такой вот масштаб местных ягод...

На следующий день вертолет не прилетел, говорят - будет завтра.

Проблема в том, что ранее у компании Ак-Сай был свой вертолет, ну точнее государственный, но приписанный на весь сезон на перевозку альпинистов. В начале 2018 года один такой упал, другой сломался... И все в Кыргызстане закончились вертолеты способные долететь до базлага Южный Иныльчек!

И теперь приходится арендовать вертолет у Казахстана. А это вертолет МЧС, у которого есть еще другие дела кроме перевозки туристов - нужно еще спасать других туристов. Поэтому может оказаться, что именно в тот день, когда вам нужно лететь, окажется, что вертолет полетел спасать предыдущую группу альпинистов. На все это еще накладываются ограничения по погоде - если перевал на высоте 5000, через которые надо пролететь затянет облаками, то все - "кина не будет"...

А мы в ожидании вертолета, целый день спали, ели, читали, гуляли по округе. В общем, как будто отдых в летнем лагере, но проблема в том, что мы сюда не за этим прилетели. Нас ждет лед, снег и холод.

Очередной день ожидания - вертолет будет завтра. Сегодня с утра он уже был готов лететь к нам, но в последний момент план поменялся и он полетел кого-то спасать.

И вот, наконец, на 4й день, вертолет из Алматы вылетел к нам. Но тут новая проблема - вертолет казахский, а на противоположном берегу реки есть еще один лагерь в котором альпинисты ждут перелет в базовый лагерь под северной стеной Хан Тенгри. И, естественно, сначала казахский вертолет повезет туристов из казахского лагеря. А мы - киргизы, подождем. Первые два рейса вертолет должен сделать в северный базлаг, а уже потом отвезет нас в южный базлаг. Если погода не испортится...

Вертолет в базовый лагерь на леднике Южный Иныльчек

Еще с утра нас всех посчитали, взвесили вместе с багажом, чтобы знать, сколько влезет в вертолет. Мы сидели в лагере уже четвертый день и успели всем местным надоесть и вынести мозг вопросом - когда же мы полетим. Поэтому нас решено было отправить первым рейсом.

К счастью, погода была отличная и в 12.30 наконец-то прилетел вертолет. В него быстренько закинули тонну наших вещей, залили еще тонну топлива и загнали около 20 пассажиров. В общем было тесно как в маршрутке в час пик. Хорошо хоть стоя никто не летел.

И вот, двигатель загудел, винт-пропеллер завертелся, вертолет затрясся и земля начала уходить из под ног. На вертолете я летел в первый раз, не сказать, чтобы это сильно отличалось от полета на самолете, но очень любопытно - можно открыть окошко... Сначала летели над зелеными холмами, постепенно зелень сменилась скалами, а потом снегом и льдом.

Пролетев между двух снежных пиков, вертолет спустился в огромное ущелье, на дне которого лежал ледник. С обоих сторон высились отвесные стены со снежными карнизами на гребне.  Вертолет снизился еще, и вот мы уже летим всего в паре метров над мореной. На секунду зависнув на месте мы плавно опустились на относительно ровную площадку среди камней.

Базовый лагерь на леднике Южный Иныльчек. Лагерь для восхождения на Хан-Тенгри и Победу

Как только дверь открылась мы начали выпрыгивать наружу, а потом уже и выгружать вещи. Возле вертолета уже была приготовлена гора вещей и людей для отправки обратно. Я сразу побежал искать удачный ракурс, чтобы снять как вертолет будет взлетать. А тем временем у вертолета кипела работа - одни тюки выгружали, другие загружали, вокруг бегали люди. Во время всех этих манипуляций, двигатель не глушили и пропеллер продолжал молотить воздух создавая ураганный ветер.

Столовая в базлаге Южный Иныльчек

А когда вертолет начал взлетать, поток воздуха еще усилился - у кого-то унесло шапку, а кого-то вообще повалило с ног, я получил по лбу пролетавшим камнем. В общем любопытное зрелище.

Когда развлечение закончилось и вертолет скрылся вдали, мы собрали свои вещи и побрели заселятся в свои палатки. Попутно знакомясь с лагерем - тут баня, там столовая, и рядом интернет.

Из нашей палатки открывался отличный вид на Хан Тенгри и туалет. Кроме созерцания этого прекрасного вида, больше особо ничем не занимались до самого ужина.

Базлаг Хан-Тенгри

Если бы я был один, я бы непременно на следующий день уже поломился через ледник к следующему лагерю, но наш профессиональный гид сказал, что мы пойдем смотреть на капусту... Наркоман, что ли?

И, как ни странно, мы таки пошли смотреть на капусту. По плану у нас в этот день был акклиматизационный выход, и несмотря на то, что мы отставали от графика из-за дней потраченных в ожидании перелета, было решено график не менять и дальше пока не лезть. Хотя мне и очень хотелось - у меня были обратные билеты на самолет, и не хотелось на него опоздать. Все остальные, послушали совет Руслана и не покупали обратные билеты.

Так, вот, под одной из скал действительно растут какие-то странные растения похожие на молодую капусту. Снизу находится огромный ледник, сверху снежные карнизы, а тут - "капуста". Еще, на этой же скале "у капусты" расположены мемориальные таблички, в память о тех, кто погиб при восхождении на пик Победы.

Стена Памяти у пика Победы

На обратном пути еще откопали заначку с газом, которую Руслан в прошлом году припрятал - пригодится.

Остаток дня варили и пили чай и наблюдали как над туалетом Хан-Тенгри клубятся облака. Хотя, припоминаю - было еще одно развлечение. Прилетал вертолет, и я опять пошел его фотографировать. В этот раз при взлете все камни пролетели мимо меня, но пришлось спрыгнуть в яму когда вертолет развернулся в воздухе и полетел прямо в мою сторону. Конечно, он был уже на высоте нескольких метров, но все равно, было страшновато, когда на тебя летит 10 тонн метала, да еще и с пропеллером в 20 метров.

Следуя плану, на следующий день мы собирались занести в лагерь 1 на 4200 часть снаряжения. Поэтому сразу после завтрака, упаковали в рюкзаки первую партию палаток, веревок, и еды с расчетом на выход до лагеря 3, на высоте 5300.  В лагерь 1 дорога обычно занимает 2 -3 часа и проходит по почти плоскому леднику. К тому же ледник был открыт, то есть - без снега и все трещины видно - меньше шанс в них провалится.

Ничего интересного по пути не случилось. Пришли к месту, где начинается переход через "бутылку" и на морене установили пару палаток.

Не знаю как другим, но мне было не очень хорошо - постоянно болела голова и вообще что-то делать совсем не хотелось.  По опыту прошлых восхождений, я заметил такую особенность, что сколько бы мы не сидели на одной высоте для акклиматизации, голова болеть не перестанет. И можно особо не рассиживаться, а сразу идти вверх, в разумных пределах, конечно. И только после спуска обратно в базлаг, голова проходит и уже не беспокоит до самого конца восхождения. Эта поездка, только подтвердила мои наблюдения.

На следующий день у нас уже был намечен полноценный выход в лагерь 1 и ночной переход через "бутылку". После обеда, не спеша собрали вещи и вышли из базлага. Чтобы к ужину как-раз прийти в первый лагерь. К сожалению ужин там уже никто готовить для нас не будет - такой сервис предоставляется только до 4000 метров над уровнем моря.

Кто читал мои посты в фэйсбуке, уже примерно представляет, что такое "бутылка". Для тех кто не читал, повторяю.

альпинист, Хан-Тенгри

Самый опасный участок на маршруте при восхождение на Хан-Тенгри это "бутылка" - ледник и ледопад между лагерем 1 и лагерем 2, с обеих сторон отвесные стены пика Чапаева и Хан-Тенгри. С них может просто лавина сойти, или ледяной обвал, или просто серак размером с дом рухнет... И еще трещины в леднике, где дна не видно... Поэтому пришлось проходить всю эту красоту с часу ночи, до 5 часов утра, пока все замерзло и вероятность обвала немного меньше.

Если меня спросят, что я больше всего не люблю в восхождениях, то я не раздумываю скажу - ранние выходы. И ранние это не в 7 утра, а, например в 2 часа ночи, или в час. А чтобы выйти в час ночи, то вставать и вылазить из спальника нужно уже в 12 часов. Как по мне, так это самое подходящее время, чтобы ложится спать, но уж точно не вставать.

Но что поделать? Вариант не ходить в горы не рассматривается.

Момент вылезания из спальника я оттягивал как мог, но все-таки пришлось это сделать.

Собрались, попили чай с пряниками, связались веревкой и пошли. Вокруг ничего не видно, только спину впереди идущего в свете фонарика, холодно - сопли в носу замерзают, в общем - романтика...

От самого лагеря выходим на лед - первая часть идет довольно полого, но после поворота в само бутылочное ущелье, постепенно становится круче, но не в смысле "классно", а в смысле "что-то тяжело идти". Решаем разделится на две связки - быструю и нормальную. Я спросонья и в темноте не разобрался и пошел в быстрой связке.

Прохождение бутылки при восхождении на пик Хан-Тенгри

Что там происходило в темноте, я слабо помню. Припоминаю как мы перепрыгивали через какие-то охрененные трещины, потом проходили мимо свежего лавинного выноса, а потом опять через трещины лезли. К счастью уже начало светать - слева над головой отвесная стена пару километров высотой, справа - какие-то адские непроходимые сераки. И тропинка петляет между сераками поменьше прямо под стеной. Но встречу весело позвякивая карабинами пролетела связка альпинистов прошла группа альпинистов и они рассказали, что "впереди будет унитаз, его надо проходить с длинными усами". А я как раз перед выездом усы подстриг, чтобы сосульки меньше намерзали.

За очередным поворотом показался тот самый унитаз - нам надо будет пройти сначала по ободку а потом залезть на крышку. Тут мы решили дождаться вторую связку. Чтобы было легче пройти с короткими усами, мы немного перевесили перила... В общем никого в унитаз не смыло, а уже буквально через 50 метров (по высоте) и бутылка закончилась под последним живописным сераком.

Но это еще, не конец, до лагеря 2 оставалось еще метров 150, по высоте. Первая часть идет довольно полого, и я даже не успел устать, как прошел половину. А вот оставшаяся часть уже довольно крутая. Пришлось сделать пару остановок, чтобы отдышаться.

На месте стоянки обнаружилось несколько полу-заметенных снегом площадок под палатки, и мы тут же начали их раскапывать и расширять, чтобы вместить нашу большую четырех-местную палатку. Работа не заняла много времени, и к моменту когда площадка была готова, оказалось, что наш товарищ который несет палатку, еще не пришел. Заглянув, за перегиб, мы увидели вдалеке его фигуру в самом начале подъема от бутылки к лагерю. - Ну значит минут через 20 будет тут.

Тем временем, я наконец-то попил чай из своего термоса, перенес рюкзак поближе к площадке и сделал еще десяток бесполезных действий.  Заглянув, за перегиб, я убедился, что фигура двигается и уже на пол-пути к лагерю, а прошло всего-то 30 минут. Уже и солнце вышло, и стало тепло. От нечего делать я расстелил коврик и прилег отдохнуть. Примерно через час меня разбудили - наконец-то можно ставить палатку.

Альпинист на отдыхе, восхождение на пик Хан-Тенгри

Весь оставшийся день мы ничего не делали - топили снег на чай, лежали в палатке и наблюдали как с отвесной стены над "бутылкой" периодически сходят лавины и ледяные обвалы. Одна лавина сошла чуть ближе к лагерю и мы высунули головы, чтобы посмотреть, что там происходит. На нас надвигалось огромное облако снежной пыли, которое образуется при сходе сухой лавины. По идее, оно должно было остановится задолго до наших палаток, а оно все надвигалось и росло в размерах. Пока мы обсуждали, стоит ли нам закрывать палатку, нас уже накрыло ударной волной и кучей снега. С крыши палатки сдуло мой спальник, хорошо, что не унесло куда-нибудь в трещины на леднике.

Ближе к вечеру, солнце осветило другой склон и лавины начали сходить уже с другой стороны от лагеря. Но там склон был не такой крутой и зрелищных облаков снега не получалось. Снег просто съезжал в огромные трещины между склоном и лагерем.

На следующее утро у нас был запланирован переход из лагеря 2 в лагерь 3 на высоте 5800 метров. По расстоянию тут совсем близко, но перепад высоты около 600 метров. Тропа полностью просматривается и не представляет никакой сложности, поэтому решили, что можно идти поодиночке - каждый в своем темпе. И, кстати, это один из немногих переходов, где не обязательно вставать и выходить посреди ночи, чему я был очень рад. Но часть нашей команды, все равно решила выйти пораньше, около 6 утра, чтобы успеть пока еще этот участок не освещен солнцем: не очень жарко и снег еще замерзший с ночи. Я подумал - да ну нафиг! И решил выйти аж в 7 утра - вот это отосплюсь...

Третий лагерь, восхождение на Хан-Тенгри

Успел почти все проскочить, по замерзшему снегу, только последний участок - крутой склон перед самым перевалом, шел по солнцу. И там еще был рыхлый снег, местами можно было провалится по пояс. Обычно, примерно на этом участке копают снежные пещеры для ночевки, но в этом году пещер не было - все ночевали в палатках.

Третий лагерь с воздуха, пик Хан-Тенгри

Как всегда, расчистили место под палатки, и целый день валялись без дела. Единственно развлечение - вылезти на перевал и заглянуть на казахскую сторону.

А рано утром, точнее поздно ночью мы вышли из лагеря 3 в сторону базлага,  чтобы успеть к девяти часам на завтрак. На этом наш акклиматизационный выход заканчивался. Но до завтрака еще, нужно спустится вниз почти на 2 километра. А потом после отдыха подняться обратно на 5800, и затем залезть еще немного выше.

По пути вниз через бутылку оказалось, что пока нас не было, произошел большой ледяной обвал и всю тропу завалило ледяными глыбами размером с дачный домик. Пришлось быстро пролазить через этот хаос, чтобы успеть к завтраку в базлаге.

После спуска, первым делом я выпил минимум 2 литра чая, все таки хорошо, когда тебе дают уже готовый термос кипятка и не нужно топить снег.

Базлаг на Южном Иныльчеке на фоне пик Хан-Тенгри

После обеда, посетили местную баню - металлическая будка с самодельной печкой на газу, и тазик с водой. Еще из местных сервисов, я воспользовался спутниковым интернетом по 5$ в час.

После совещания с Русланом, я таки решился поменять свой обратный билет на самолет на более позднюю дату. Пришлось за это доплатить пару сотен евро... Ну что-же, лучше так, чем выбор - не успеть на самолет или на вершину...

Отдохнув пару дней в базлаге мы снова выдвинулись в сторону вершины, чтобы закончить, то, что начали.

Ближе к вечеру вышли в лагерь 1, поспали несколько часов и как обычно - среди ночи вышли на переход через "бутылку".

По пути через бутылку, снова заметили изменения - трещина "унитаз" через которую нам надо было перебраться увеличилась, так что пришлось перевесить перильную веревку в более удачное место.

Почти в самом конце, выше "унитаза"  огромный кусок скалы отвалился от стены и пропахал в леднике канаву точно поперек тропы. К счастью в одном месте остался мостик из снежно-каменного месива. Так получилось, что в этом месте мне пришлось пройти первым и попробовать на прочность этот мост. Но все обошлось и мы перебрались на другую сторону без потерь. И были вознаграждены видом на пик Победы в рассветных лучах солнца.

Альпинист на леднике Южный Иныльчек

Ну а дальше еще 700 метров по высоте до лагеря 3. По пути задул какой-то очень уж холодный ветер, так что пришлось даже достать пуховку и теплые рукавицы, чтобы не примерзнуть к тропе.

В лагере откопали засыпанные снегом палатки, и по традиции целый день ничего не делали. На следующий день планируем установить лагерь 4 на высоте 6400 - прямо на хребте ведущем к вершине Хан-Тенгри.

Набор высоты от лагеря 3, всего 600 метров, поэтому с утра не спеша вышли, точнее вылезли из лагеря часов в 9. Прямо от палаток нужно карабкаться почти по вертикальному снежному склону до седловины, а там уже все просто - лезь себе по скалам, слегка присыпанным снегом.

На всех более-менее сложных участки уже провешены перильные веревки, это тоже заслуга АкСая. В начале каждого сезона они провешивают весь маршрут заново.  Местами остаются старые веревки с прошлых годов. И бывает так, что ты выбрал какую-нибудь из веревок, на вид вполне нормальную, вылез по ней на скалу, и оказывается, что она перебита в паре мест и держится на соплях.

Иногда попадались участки отвесных скал, но они были довольно короткими. Особых трудностей они для меня не представляли, а даже добавляли разнообразия.

Один участок маршрута, мы решили немного перевесить - в более простом куске снять веревку и повесить в более опасном. Чтобы не возится с развязыванием вмерзших в лед узлов я просто перерубил веревку ледорубом. Если бы в это время кто-нибудь поднимался по веревке я бы выглядел как типичный киношный злодей.

Каких-то 4-5 часов и мы на месте - площадка ровно на 2 палатки, с обрывами по бокам - один обрыв в Кыргызстан, другой в Казахстан. Ну и отвесная стена прямо по курсу - завтра нам на нее надо будет залезть. Вдоль скал натянуты страховочные веревки, к которым мы привязали палатки и все снаряжение, чтобы не сдуло ветром.

Четвертый лагерь 6400, восхождение на пик Хан-Тенгри

Ближе к вечеру со стены над нами спустился молодой американец, который начал восхождение с седловины накануне ночью. То есть ему понадобилось примерно 20 часов, чтобы подняться на вершину, и спустится до нашего лагеря, плюс еще часов 5 ему понадобится, чтобы спустится до своей палатки на седловине на 5800. Именно по этому, наша команда идет на вершину из лагеря на высоте 6400 метров.

Всю ночь палатки трепал сильный ветер. И даже думать о том, что придется вылезать из теплого спальника на мороз и ветер не хотелось.

Сборы в палатке, перед выходом, начались еще в час ночи и первая группа вышла на восхождение около двух часов. Как я уже много раз говорил - я очень не люблю рано вставать, поэтому решил поспать еще немного и выйти аж в 4 утра.

Альпинист на восхождении на вершину пика Хан-Тенгри

Даже вылезти из палатки оказалось непростой задачей, ведь сначала надо было одеть ботинки и внутренняя часть (которую я согревал в спальнике всю ночь) никак не хотела залазить во внешний ботинок. Еще и ветер бил в лицо ледяной крошкой. Наконец выбравшись из палатки я откопал из под снега привязанные с вечера к скале кошки и страховочную систему. Одев все это можно было лезть на стену, в прямом смысле. Как раз это и надо было сделать - сразу от наших палаток перильные веревки уходили вертикально вверх по скальному выступу.

маршрут восхождения на Хан-Тенгри

Ту часть маршрута, которую я пролез до рассвета, сейчас вспомнить вообще не получается. Даже не уверен, вышел я из лагеря последним или предпоследним. Помню только, что были какие-то отвесные участки по которым надо было лезть, потом они сменялись более пологими и все повторялось опять. Ветер нес ледяную крошку и снег все это мелькало в свете фонарика прямо перед лицом и больно било по щекам.

К рассвету я добрался до участка траверса, в этом месте маршрут уходит с хребта по которому мы лезли от самого лагеря 3. А после траверса находится самый интересный кусок маршрута - отвесная стена высотой метров 15, скалы довольно гладкие и выглядят так, как будто их стесало потоком воды. Но откуда может взяться поток воды на высоте почти 7 километров?

На этом участке висело штук 5 веревок средней степени старости, так что проходить его могли несколько человек одновременно. Стена конечно выглядела внушительно, но как сказал Нельсон Мандела - "it always seems impossible until it is done" или по нашему - глаза боятся, руки делают.

Пока лез по стене, сверху периодически сыпались куски льда от впереди идущих восходителей. И тут я понял, что забыл одеть каску и она осталась в палатке! Но делать нечего, буду надеяться, что ничего большого не прилетит и плотнее прижиматься к скале.

Не знаю сколько времени понадобилось на эту стену, но думаю, что не очень много. И вот я уже наверху - тут склон тоже крутой, но уже снежно-ледовый. Надо пройти траверсом над стеной. Чтобы не свалится вниз, тут была провешена какая-то странная конструкция из нескольких веревок, которые соединялись друг с другом случайным образом.

После траверса нужно было еще вылезти круто вверх на острый снежный гребень - нож. Проходя по "ножу", главное не выходить на нависающий снежный карниз, а то с ним можно улететь на несколько сотен метров вниз... Один неверный шаг - и ты труп.

Периодически все вокруг затягивало облаками и видимость была не очень, зато стало довольно тепло, и после того как мы ушли с хребта ветер стал гораздо слабее.

Сразу после "ножа" снова начинаются скалы, но эта часть довольна короткая и дальше тропа выходит на снежный предвершинный купол. Единственное, что мне запомнилось с этого участка - это вмерзший в снег труп поляка, который лежит тут уже лет 10. Почти как на Эвересте.

В общем, маршрут на вершину довольно интересный, гораздо лучше, чем на пике Ленина, где нужно просто 7 часов идти вверх, и все разнообразие - это ты идешь по снегу или по камням. А тут совсем по другому - столько спусков и подъемов по веревкам я не сделал, наверное, за все предыдущие восхождения.

Далее был довольно крутой снежный склон, и довольно длинный - веревок пять, наверное. В этом месте я, и все кто вышел из лагеря около 4 утра, уже догнали первую часть группы, стартовавшую на пару часов раньше, так, что дальше, до вершины, мы шли все вместе. А когда поднялись к верхней точке крепления веревки, оказалось, что она (веревка) держится на честном слове.

После снежного склона, опять есть небольшой ноже-подобный хребет, но довольно короткий. Зато на нем было много свежего снега, и Максу, который шел первым было, наверное, нелегко его протропить.

А сразу за этим ножом уже все просто - идет финальный подъем, метров на 30 и финишная прямая до вершины.

Неприятной особенностью вершины Хан-Тенгри является то, что вершина это не самая высшая точка на горе! Есть еще снежный надув, высотой метров 30, который выше официальной вершины, но выходить на него рискованно, так как он может в любой момент обломится. И если вам не повезет, то можно с ним улететь на пару километров вниз.

вершина пика Хан-Тенгри, группа альпинистов

Так, что с вершины не открывается потрясающий вид на горы вокруг. Да и вообще, как раз в то время пока мы были на вершине, все вокруг было закрыто облаками. Ну, в общем, мы сделали там пару фотографий, попили чай, я посбивал самые длинные сосульки с бороды. Еще попробовали запустить квадрокоптер, чтобы сделать крутые кадры с облетом вершины, но погодные условия не позволили. А так, могли бы стать первыми в мире, кто снял вершину Хан Тенгри с квадрокоптера. Ну ничего, у нас и так много крутых кадров, так, что скоро можно ожидать фильм о восхождении, от одного из наших участников - Дмитрия Синицына.

Счастливый альпинист

За время проведенное на вершине, наши следы и перильные веревки уже снова замело снегом. Так, что пришлось тропить заново и откапывать веревки. В этот раз я шел некоторые участки первым, и это было довольно, хм... увлекательно. Например спуск от снежного "ножа" к стене - впереди очень крутой спуск, почти отвесный, непонятно куда конкретно лезть, зато, есть куда падать, а веревка уходит просто в середину сугроба. В общем, было некогда даже фото сделать. Зато спуск с той самой стены был очень простым - едешь себе по веревке, успевай только от стены отталкиваться.

Зато на участке траверса, который вверх проходится довольно просто, возникли неожиданные проблемы - все присыпало снегом, и когда ставишь ногу - никогда не знаешь, будет там камень или провалишься по колено в сугроб, или может участок льда?

Спуск по хребту, тоже занял довольно много времени, казалось, что эти скалы никогда не закончатся.

Но в конце концов, всё прошли и пролезли и спустились живыми и здоровыми в свой лагерь над обрывом. Чтобы не рисковать, решили в этот день не продолжать спуск и остаться здесь еще на одну ночь. Пожалуй это была самая холодная ночевка за все восхождение. Возможно спальники уже отсырели и не грели как положено, а может общая усталость сказывалась.

На следующий день спустились сразу до лагеря 2 на высоте 5200. Чтобы следующей ночью проскочить через бутылку. Единственный интересный случай произошел со мной при спуске с седла к лагерю 3. Как обычно все веревки замело снегом. Так что сначала пришлось прокопать траншею в снегу, чтобы найти веревку. А уже когда я спустился по ней, почти до самого конца, оказалось что я провалился по пояс в трещину заполненную свежим снегом. Барахтался в ней минут 10, чтобы выбраться на твердую поверхность.

Ну а дальше, ночной переход через "бутылку", через все "унитазы" и прочие препятствия, плюс новый лавинный вынос, который протянулся поперек ледника. В одном месте пришлось даже ползком пролазить по ненадежному снежному мосту через трещину.

И вот, наконец, мы первом лагере, все основные трудности позади. Осталось забрать все палатки и прочее снаряжение и отнести в базлаг. Рюкзак получился довольно увесистым.

А в базлаге выясняется, что вертолет уже вылетел и будет тут буквально через час. Так, что мы не разбирая рюкзаков отправляемся на посадочную площадку. Ведь неизвестно, когда будет следующий рейс, возможно через неделю...

вертолет в базлаге Южный Иныльчек

Вылет немного задержался, из-за несчастного случая, который произошел несколькими днями ранее - один из альпинистов сорвался со склона во время спуска с пика Победы. И вертолет забросил поисковую команду на ледник, где предположительно может быть тело. Вот так, еще вчера этот человек сидел за соседним столиком в столовке и травил анекдоты, а сегодня уже вертолет ищет его тело...

Тем временем, лагерь жил своей жизнью, все сходились на завтрак в столовую, нас поздравили с вершиной и угостили свежими сырниками. Сам руководитель альплагеря Дмитрий Греков, вручил мне сертификат о том, что я 48й восходитель в этом сезоне. И еще "медаль"  за восхождение на пик Хан-Тенгри высотой 7010 метров.

Кстати билет на самолет, мне пришлось менять обратно, по тому что мы как раз успевали к дате моего старого вылета, а сидеть еще 4 дня в Бишкеке, мне совсем не хотелось.

Перед вылетом еще успел купить огромную дыню, с которой мучался всю дорогу домой, по тому что в багаж она не влазила и пришлось ее в ручной клади везти. Но в общем все прошло более чем удачно, и пора строить планы на следующие восхождения.