землетрясение в Непале

Жизнь порой бывает удивительно скупа — целыми днями, неделями, месяцами, годами не получает человек ни единого нового ощущения. А потом он приоткрывает дверь — и на него обрушивается целая лавина. (Пауло Коэльо)

Нельзя сказать, чтобы мы давно не получали новых ощущений, но лавина на нас все-таки обрушилась.

Отдыхая в Покхаре после завершения трека вокруг Анапурны, мы посетили местную достопримечательность - международный музей гор.

музей гор, Покхара

Большая часть экспозиции посвящена Гималаям, что естественно. Были стенды рассказывающие о истории возникновения Гималаев, геологии и горообразовании в целом. Также было сказано, что Гималаи одна из самых молодых и активных горных систем мира. Индийская тектоническая плита постоянно двигается в сторону Евразии, из-за этого на стыке тектонических плит часто происходят землетрясения. По наблюдением ученых особо сильные землетрясения происходят примерно каждые 70 лет. И со времени последнего крупного землетрясения прошло около 70 лет...

Все там же в Покхаре. Как-то вечером сидя на берегу озера Фева мы почувствовали слабые толчки, как будто где-то рядом проехал трамвай или поезд метро. Но в Покхаре нет ни метро, ни трамваев. Но судя по всему, землетрясения почти никто не почувствовал, да и мы бы вероятно не почувствовали, если бы шли по улице или спали в отеле.

С тех пор прошло несколько недель, мы уже и думать забыли о землетрясениях. Шли себе спокойно трек от Джири через озера Гокио, к базовому лагерю Эвереста. Наш трек подошел к своей кульминации - мы только что взошли на высочайшую точку данного трека - вершину Каллапаттар, с которой должны были открываться отличные виды на Эверест, Лхоцзе, Нупцзе, Пумори, ледник Кхумбу и еще множество окружающих вершин. Но с погодой нам не повезло и мало, что увидев возвращались вниз в поселок Горакшеп.

калапаттар, непал

Спуск проходил нормально, только идущий снег мешал. До поселка оставались последние 500 метров, немного склона и плоский участок. И тут внезапно мы заметили парочку диких куриц, которые скакали по камням недалеко от тропы. Естественно Оля захотела их сфотографировать.

лавина возле Эвереста

Фотосессия была в самом разгаре, когда раздался странный гул и земля начала уходить из под ног. В прямом смысле, земля сильно раскачивалась, казалось, что она смещается под ногами на значительное расстояние, как минимум на метр. Хуже всего, что мы находились на склоне, с которого в любой момент могли начать сыпаться камни. Грохот стоял невероятный, со всех сторон что-то гремело, трещало и ломалось. Со стороны поселка донесся грохот камней, как будто рушилось какое-то здание. От ледника, который находился недалеко от нас за мореной, доносился треск ломающегося льда, падающих камней и ледяных глыб.

Недолго думая, мы побежали вниз на плоский участок, до которого оставалась сотня метров, в надежде, что мы добежим быстрее, чем нам на голову упадет кусок скалы.
Все время пока мы бежали, земля тряслась под ногами, удержать равновесие было довольно трудно.
Ну вот, наконец-то, мы на плоском участке. Отдышались. Земля постепенно перестала трястись и звук ломающегося льда с ледника стал затихать.
Из домов, до которых оставалось 100 метров, высыпали люди. Все пребывали в каком-то оживлении.

Мы уже расслабились и не спеша шли по плоской долине к своему отелю. Попутно обсуждая такое необычное событие, ведь до этого никому из нас не доводилось почувствовать на себе землетрясение.

Внезапно, люди, которые стояли у строений, чуть выше остальных на морене, бросились бежать.
Буквально через пару секунд, другие группки людей тоже начали бежать. Не совсем понимая в чем дело мы стали крутить головами. И тут же увидели как из-за морены растет огромное темное облако. С каждой секундой оно увеличивалось в размерах и приближалось. Мы сразу поняли, что это снежное облако, вызванное сходом огромной снежной лавины. На наших глазах облако все увеличивалось и темнело. Оно надвигалось очень быстро и вскоре поглотило людей, которые находились ближе к нему. Мы бросились бежать в противоположную сторону. Каким то чудом удалось сделать на бегу пару кадров...

лавина возле Эвереста

В мозгу всплыли воспоминания из давно прочитанных книг, что важнее всего при попадании в сухую лавину защитить дыхательные пути от снежной пыли. На бегу, стараясь не растерять вещи и фотоаппараты, пытались натянуть на лица что-то из одежды. Но облако настигло быстрее и  первым же вдохом в горло попало большое количество снега. Но тогда мне казалось, что это не снег, а каменная крошка, настолько он был твердым и колючим. В тот же момент очки залепило толстым слоем снега, причем с внутренней стороны. Видимость пропала полностью. А попытки протереть очки рукой ни к чему не приводили.

Спотыкаясь мы бежали по направлению к строениям, в надежде спрятаться за стеной дома. На ходу, кое-как удалось натянуть на нос и рот  платок ( buff ) и кое-как восстановить дыхание, снег попавший в горло растаял. Мы бежали спиной к лавинному облаку, и было ощущение, что вокруг свирепствует какой-то сумасшедший ураган, клочья снега с силой ударяли в спину и заставляли бежать еще быстрее, чуть не сбивая с ног.

Так продолжалось не долго, напор снежного облака начал спадать, да и мы уже были возле первых строений. Вся одежда и лица были покрыты толстым слоем снега, сверху на рюкзаке образовался сугроб. Но было уже понятно, что опасность временно миновала.

лавина возле Эвереста  лавина возле Эвереста

Когда мы подошли к своему гесту, на улице толпилась куча народу, которые выбежали после первых толчков. Естественно дверь никто не закрыл и внутрь ворвалось снежное облако, поэтому все было влажным от тающего снега. Но постепенно все успокоились и начали заходить обратно в гостиницу, бурно обсуждая произошедшие события.

Тут же на входе в гест мы встретили двух человек из нашей компании - с ними все в порядке, отделались легким испугом. Но как оказалось еще двоих не хватает. Где они неизвестно... Точнее незадолго до землетрясения они сказали, что хотят сходить в базовый лагерь Эвереста и скорее всего туда они и отправились.

Вспоминая нависающие камни на морене над тропой к базовому лагерю, да и то что часть тропы идет по леднику внушало опасения. Быстро собравшись, мы выдвинулись в сторону баз. лага.
Параллельно с нами выдвинулось еще несколько групп людей, очевидно тоже в поисках своих товарищей. На удивление, после лавины и землетрясения нам показалось, что очень сильно потеплело и весь осевший снег стал быстро таять.

По дороге нам стали встречаться группки людей возвращающиеся со стороны базового лагеря. Сведения были противоречивы, но в основном, все говорили, что ничего катастрофического на тропе не произошло. Крупных обвалов не было и лавины до тропы не достали. Подождав в безопасном месте еще несколько групп, возвращающихся из баз. лага, мы поняли, что похоже крупных жертв на тропе нет. К тому же в сторону баз. лага выдвинулось несколько групп с врачами и медикаментами. Мы поняли, что будем там только мешать и решили вернуться в отель.

Через некоторое время вернулись и наши друзья - целые и невредимые. Они рассказали, что в момент землетрясения находились в базовом лагере, точнее уже почти на выходе из него. И что с Эвереста, Пумори и других прилегающих гор сошло несколько огромных лавин. К счастью, основная масса снега остановилась не доходя до лагеря. Но поскольку сам базовый лагерь сильно вытянут вдоль ледника, то и сразу оценить повреждения довольно сложно.  Как мы потом узнали больше всего пострадал верхняя и средняя часть лагеря, которую накрыло лавиной с вершины Пумори. Число жертв только в базовом лагере превысило 20 человек, еще больше было раненых, ведь лавина принесла с собой не только снег, но обломки льда и камней, и все это двигалось с огромной скоростью.

В столовой нашего отеля царило необычное и тревожное оживление - все делились своими историями, кто-то показывал снятое на телефон видео схода лавины, кто-то пытался дозвонится домой, а местные гиды постоянно терзали рации, пытаясь выйти на связь с высотными лагерями.
Новости были противоречивыми: кто-то говорил, что все обошлось, кто-то говорил об огромном числе погибших, но вероятно истина была где-то посредине.

Еще более встревожили обстановку новости из интернета: Катманду почти полностью разрушен, тысячи погибших, разрушены дороги и не работает аэропорт.

Так незаметно прошли почти четыре часа с момента землетрясения. Когда вдруг внезапно опять послышался грохот, стены заходили ходуном и пол начал убегать из под ног. Первый момент расстеряности быстро прошел, все сообразили в чем дело и бросились к дверям. Кто-то сидящий возле выхода вскакивая опрокинул стул, который с грохотом упал на пол и перегородил пол прохода. Естественно у дверей образовалась пробка, грозившая перерости в паническую давку.
К счастью, большинство людей, ходящих в горы, не лишены самообладания, поэтому ситуацию удалось взять под контроль - стул был быстро убран с прохода и все успешно покинули здание. Да и подземные толчки к тому моменту уже стихли.

Стоя на улице перед гостиницей, люди с тревогой смотрели на окружающие склоны, в ожидании схода новых лавин. Но, к счастью, все было тихо. Только промчались мимо испуганные кони, не понимающие, что происходит. Хозяин гостиницы забежал внутрь дома, чтобы потушить буржуйку, которая обогревает столовую и перекрыть газ на кухне. И тут же выбежал обратно. Больше в здание никто заходить не решался, опасаясь новых подземных толчков.

Тут мы поняли, что неплохо бы документы и деньги сложить в маленький рюкзак и держать его все время рядом с собой.

лавина возле Эвереста

Начали появляться первые восходители, возвращавшиеся из базового лагеря Эвереста. Одной из первых была женщина из Норвегии. Она пришла в чем была на восхождении - пуховый комбинезон и высотные ботинки.

Она рассказала свою историю, как ей невероятно повезло:
-Мы с гидом поднимались от базового лагеря по ледопаду Кхумбу к лагерю 1. - А это, к слову, один из самых опасных и трудных участков на пути к вершине -  Но встречные люди говорили, что наверху сильный ветер и мой гид сказал, что нам сегодня лучше вернуться в базовый лагерь. Через полчаса после того как мы спустились вниз произошло землетрясение и сошло множество лавин, в том числе и на базовый лагерь. Но мы не пострадали. А если бы мы находились на ледопаде Кхумбу, то почти наверняка погибли бы.

Через некоторое время после второго толчка все вернулись внутрь гостиницы. Но было заметно, что все стараются сидеть поближе к выходу и готовы выбегать в любой момент. Но толчки не повторялись и все понемногу стали успокаиваться. Однако буржуйку в столовой хозяин так и не решился разжечь.

После 6 вечера из бейскемпа стало приходить все больше людей, во дворе вырос небольшой палаточный городок. А всех, кто уже поужинал попросили разойтись по комнатам, чтобы освободить место для вновь прибывших. Деваться некуда - пошли спать.

Ночь для нас прошла спокойно. А на утро мы узнали, что было еще минимум два толчка и некоторые даже выбегали на улицу. Но толчки были слабыми и никаких новых разрушений не вызвали.

А уже с 5 утра начали летать спасательные вертолеты. Они постоянно сновали по направлению к бейскемпу и обратно. Почти все жильцы нашего отеля предпочли рано утром начать спуск вниз. Мы тоже начали спуск, но ближе к 10 утра, успев сходить на Каллапаттар.
С походом на Калапаттар получилось вообще интересно - весь предыдущий день погода была пасмурная и поднявшись на вершину мы не увидели ничего кроме тумана, а этим утром когда в пять часов меня разбудили начавшие сновать спасательные вертолеты, я решил выйти на улицу - просто так, посмотреть, что творится. Небо было по прежнему затянуто тучами, но внезапно, в разрыве туч я увидел сверкающую в утренних лучах снежную вершину - Пумори. Уже через минуту она снова скрылась в густых облаках, но я решил, что это знак свыше. К тому же, раз я ее увидел, значит слой облаков не очень толстый.

лавина возле Эвереста

- Решено - надо идти наверх, вдруг удастся подняться выше облаков и увидеть, хоть что-то.
Взял самое необходимое - пару фотоаппаратов, бутылку воды и пуховку. И в 6 утра вышел налегке наверх. Накануне подъем занял у нас с Олей два с половиной часа, на этот раз мне удалось забежать в два раза быстрее, за один час и 15 минут. В начале я шел в густом облаке и ничего кроме тумана и снега под ногами не видел. Уже начал терять надежду, но продолжил подъем. Ближе к высоте 5500 стало заметно, что туман становится реже и я опять увидел перед собой вершину Пумори. Значит надежда есть, и я еще ускрил шаг, хотя на такой высоте это уже очень тяжело из-за недостатка кислорода.

И вот уже до вершины остается каких то 20-30 метров по высоте. Я выхожу из облака. Передо мной сверкает вершина Пумори, поворачиваю голову назад и вижу громаду Эвереста, рядом Лхотзе, дальше еще множество заснеженных вершин до самого горизонта. Под ногами белая пелена облаков, выше только снежные пики и синее небо. На одном дыхании добегаю до вершины Калапатар - хотя нет, на одном дыхании не удалось - высота...

лавина возле Эвереста

В 7.15 был на вершине.  Кроме меня и горных воробьев тут больше не было ни одной живой души, просто невероятная красота.  Ослепительное солнце и легкий ветерок который не обжигал холодом, а лишь слегка освежал после быстрого подъема.

Я провел на вершине больше часа, фотографируя пейзажи и просто наслаждаясь красотой. За это время больше никто не поднялся наверх. И судя по нетронутому снегу на подъеме и  на вершине, я был первым человеком, который поднялся сюда после вчерашнего землетрясения и лавин.

Спустился вниз - в Горакшеп, позавтракал и мы с Олей выдвинулись вниз - в обратный путь.
Через пару часов мы дошли до ближайшего поселка Лобуче. Тут мы увидели первые разрушения вызванные стихией. У одной из гостиниц вывалился каменный кусок стены. Также пострадали еще несколько других зданий. На некоторых были видны трещины в стенах.

разрушенные землетрясением в непале дома

Мы продолжили наш путь вниз, и еще через час приблизились к поселку Dughla. Его строения уже были в прямой видимости и тут... Земля опять начала раскачиваться под ногами. Интересно, что со времени первого толчка прошли ровно сутки и один час. На снежной вершине, закрытой облаками, которая находилась прямо перед нами, что-то грохнуло и покатилось вниз. Но нам не было видно, что произошло.

Подземные толчки прекратились и все стихло. Только потом мы узнали, что в некоторых местах эта серия толчков ощущалась сильнее, чем первая и вызвала больше разрушений. Но мы находились в безопасном месте, поэтому нас они не сильно напугали и мы спокойно продолжили спуск вниз.

Так мы не спеша спускались вниз, проходя разные поселки. Некоторые из них практически не пострадали, а в других же был поврежден почти каждый дом.
Например в поселке Периче в какой-то степени пострадали почти все дома. У некоторых были только трещины в стенах, а некоторые строения развалились полностью. Вероятно это зависит от того какими кизяками были скреплены между собой камни в стенах. Кстати, в Периче на вертолетах привозили людей, из высотных лагерей на Эвересте.

разрушенные землетрясением в непале дома

А вот соседний поселок Дингбоче вообще не пострадал, хотя и находится буквально в пяти километрах за холмом, чудеса.

На тропе встречались группы идущие как вниз так и вверх. Особых новостей не было, только слухи. Мобильная связь почти не работала, интернета тоже не было, местные говорили, что пострадал какой-то передатчик на горе.

Почти все местные жители ночевали в палатках, поставленных в огородах, а не в домах. Однако туристов охотно заселяли в дома. Мы старались выбирать одноэтажные, а еще лучше деревянные, а не каменные гостиницы, так, на всякий случай.

разрушенные землетрясением в непале дома

Следующим поселком где мы увидели большое количество разрушений, был Кумджунг, который находится прямо над Намче базаром. Тут мы не нашли ни одного гест хауза, в котором можно было бы спокойно остановится на ночлег. Пришлось сбегать до Намче. В Намче, на удивление, разрушений почти не было, хотя тут есть и 4-5 этажные строения. Но все местные жители ночевали в военном палаточном городке, и их отпустили по домам всего за пару часов до нашего прихода. Большинство лавок и магазинчиков либо были вообще закрыты, либо только открывались и раскладывали товар.
Зато тут не было проблем со связью и интернетом. И тут, видимо, от переизбытка " правдивой информации из интернета" в нашем коллективе случился разлад. Часть людей решила, что "мы все умрем" и нужно срочно бежать в Луклу и лететь в Катманду, чтобы успеть на спасательный самолет. Но это другая история...

Также некоторые жители Намче утверждали, ссылаясь на" достоверные источники" , что все дороги разрушены, и единственный выход - это спасаться на самолете и вертолете. Но мы решили не поддаваться на провокации и продолжили свой маршрут по изначальному плану, то есть идти пешком до поселка Салери, и оттуда ехать на автобусе в Катманду. До нашего самолета еще 9 дней, авось все наладится и мы улетим своим рейсом, к тому же украинский спасательный самолет уже должен вот- вот взлететь из Катманду и мы на него никак не успеваем, даже на ковре-самолете.
Вот так, неспеша мы продолжали спуск в сторону поселка Салери. Никаких проблем с едой, водой или жильем по дороге не наблюдалось, мы шли и любовались горами и природой вокруг.

Еще несколько фотографий с пострадавшими от землетрясения домами:

Немного статистики.
Вот список толчков которые почувствовали лично мы, или наши друзья:

25.04.2015

0:48 - проспали
5:08 - проспали

02.05.2014

6:00 - последнее землетрясение, которое мы почувствовали находясь в Непале, поселок Рингму

Пока мы ждали своего самолета в Катманду, было еще несколько землетрясений сильнее 4 баллов, но мы узнавали о них только из новостей.