Мисхорские гроты

Веревка с тихим шелестом упала откуда то сверху. Пути назад уже нет! Впереди ждет самое большое испытание – спуск в Большой Мисхорский грот. Почти 70 метров отвеса - веревка висит в воздухе не касаясь скалы, и человек на ней кажется таким маленьким!

Мисхорские гроты — это пещера на плато Ай-Петри. Очень давно от скалы отсоединился большой останец и обнажил огромные полости пещеры — гроты, раскрытых в сторону Южного берега Крым. Сейчас к гротам можно добраться, спустившись сверху по веревке. По пути пробиты шлямбура для организации спуска. На плато нужно сначала подняться либо на канатке, либо пешком.

Находятся Мисхорские гроты на скальных склонах горы Ай-Петри (Крым), неподалёку от канатной дороги. Начало спуска на 990 метровой высоте над уровнем моря. Пещера была открыта и исследована ялтинскими спелеологами в 1960 году.

Общая высота спусков: примерно 40 м + 15 м + 25 м+ 60 м (при желании можно спускаться на все 90 метров).

Координаты (WGS84)
N 44° 27.208′
E 34° 3.951′

Описание спуска в Мисхорские гроты в декабре 2012. Автор — Евгений Лугин, г. Запорожье.

Веревки брали 90+92+30. 2×70 может и хватить — но впритык и на большом гроте может быть несколько неудобно…

Трансфер
Симферополь — Ялта: троллейбус (2.5 часа) или маршрутка.
Из Ялты доехать до остановки на развилке примерно в 500 метрах после «трех тополей» возле поворота в лес и бетонного указателя «72 Севастополь — Ялта 9»: маршрутка по верхней трассе 42 (Симеиз экспресс), 28 (Форос) или другая — около 30 минут.

Подходы
Через шлагбаум в лес по левой дороге мимо домиков, кое-где есть белые стрелки на деревьях. До беседки с родником (вода в декабре была). По тропе вверх по даунхильной трассе. Метров на 100 выше — второй родник (в декабре из трубки вода не бежала). От родника на правый по ходу отрог и вверх на Воронью скалу («воронье крыло» / “малое Ай-Петри” — кому как нравится называть), далее крутой подъём по открытому участку до горизонтальной тропы. Несколько изгибов тропы на подъёме — слева видны несколько сухих поваленных деревьев на обрыве, основная тропа окончательно уходит направо в лес к станции канатки.

план схема Мисхорских гротов

автор схема Влад Чумаченко

Начало спуска
Некое подобие тропинки подводит к обрыву к двум сухим деревьям. Одно из них лежит почти горизонтально, за ним начинается наклонная полка, а вверх ступенькой уходит острый край обрыва. На полке видно кольцо на цепи.

Выход на полку
Перила (около 30 м) крепятся за сухое дерево. По снегу на полке было скользко. Сдёргивать перила удобнее с деревца по-меньше, расположенного ближе к краю полки на 5-7 метров ниже сухого дерева.

Спуск с полки
От кольца выход на спуск перпендикулярно полке с небольшой ступеньки. На перегибе использовали протектор. За перегибом, метрах в двух или меньше есть спит — можно сделать перестежку. Верёвки 92м вдвое хватило. Спуск на широкую полку с камнями. В восточной части полки — спуск вниз внутрь стены.

Спуск внутрь
30 метров вдвое хватило. Навеска за “ухо” в стене. можно пройти и без веревки, но лучше закрепить кусок, чтоб придерживаться. Рюкзаки спускали на веревке.

Внутренний грот (тупиковый)
2 уха (анкера с гайками на стене). “30” метров хватило до первой глиняной полки. Спуск идёт и дальше. Это и есть пещера Мисхорская.

Спуск в грот с тремя окнами
Направо от широкого входа во внутренний грот — подлаз под нависание. Небольшая комнатка и над узким лазом вниз — кольцо (вешали за 2 анкера). После узкого пролаза (удобнее залазить на спине), попадаешь на полочку, где удобно принять рюкзак(с рюкзаком пролезть крайне неудобно), сразу за полочкой выходишь в небольшой колодец. Спуск около 20 (примерно) метров на полку места ночёвки.

Спуск в колодец за гротом с окнами
Навеска от кольца. В колодце было много сосулек. Веревка немного трется о выступ в начале спуска. В конце спуска немного откачнуться к стене.

Полка перед основным спуском
На 2 метра ниже — несколько шлямбуров — можно организовать станцию и перила (5 метров) к кольцу. Ниже кольца на 2м — полка. Есть шлямбур под кольцом и на правой (если смотреть на обрыв) стене для накопителя.

Основной спуск
На 5-7 метров на стене ниже перегиба (острый!) — спит. Далее вдоль стены примерно 10 метров и в отвесе около 60 метров (от 92м веревки осталось около 15-20м, свободный хвост удобен для сдергивания стоя у противоположной стены на «носу»). В конце спуска не выстегиваясь зайти в глубь грота.

Спуск на полку с сыпухой
На дальней от точки спуска стене — 2 анкера со стационарными карабинами. От них — перила по правой стенке образующей кулуар. На «носу» этой стенки — странной формы ухо на анкере — вторая точка крепления перил и начало спуска (~25 м) направо со стенки в приток основного кулуара (навязывали расходный репшнур).

Полка с сыпухой
Далее пешком по кулуару. В начале спуска преимущественно по центру — далее под левым бортом. После раскрытия кулуара — налево вдоль стены по лесу. Просматривается тропа.

Выход на дорогу
Спуск заканчивается каменным хаосом — с южной стороны под ним проходит дорога. Можно прямо выйти по азимуту или пройти по гребню по тропе. Дорога немного забирает вверх, делает поворот налево и немного петляя спускается на дорогу.

Небольшое видео о том как мы ходили или все-таки лазили Мисхорские гроты в декабре.

А повод у нас был очень и очень - день рождения Жени Лугина, который мы и отметили тортиком с глинтвейном в самих гротах.

Фотоальбом можно посмотреть кликнув на фото: