достопримечательности Крыма

Как все начиналось…

В I тысячелетии до н. э. судакские окрестности плотно заселили Тавры. Жили они в пещерах, хижинах и укрепленных убежищах, сложенных из крупных камней. Главным их занятием была охота, мотыжное земледелие и скотоводство. Знали тавры и виноградарство. Остатки таврских поселений, убежищ и могильники с "каменными ящиками", или дольменами, - были обнаружены в Капсельской долине. Обломки таврской лепной посуды находили на склонах Крепостной горы и до сих пор находят на горе Караул-Оба. Там же сохранилась до наших дней система укрепленных убежищ – «таврские лестницы».

За окном летняя жара, а календарь напоминал о предстоящих праздничных выходных. Немного подумав, решено было исследовать Лестницу Тавров и таким образом совместить пляжный отдых с небольшой прогулкой. Итак, билеты куплены, рюкзаки собраны…в путь.

Путешествие в Ад и Рай…

Наше путешествие началось с прибытия на Симферопольский вокзал в 4.15 утра. Взяв билеты на рейсовый автобус Симферополь – Морское на 5.20, решили попить кофе. Следует сказать, что если выходить в с. Веселом (как в нашем случае), вам все равно пробьют билет до конечной станции Морское.

Попив кофе, грузимся в автобус… и тут мы сталкиваемся с очередным крымским сервисом. Как такового багажного отделения в автобусе нет и все рюкзаки лежат в проходе, что доставляет неудобства, как нам, так и окружающим.

Где-то в 7.40 мы были уже в с. Веселом (бывшее Кутлак). Пешеходная часть нашего путешествия начинается именно из этого поселка. В планах посетить Долину ада, Долину рая, Лестницу тавров, Новый Свет и Судак.

Спускаемся вниз к морю по асфальтированному шоссе, пролегающему по Саввской долине. Название этой долины происходит от греческого монастыря св. Саввы, который находился здесь в среднее века.

Вот и море…Пляж состоит из очень мелкой гальки (почти песок, только чёрного цвета), но вход в море по довольно крупной гальке. Имеются кабинки для переодевания. Немноголюдно. Все вроде хорошо, но как-то уныло…

Первый день своего путешествия мы решили посвятить  отдыху на пляже, кто-то бы сказал «матрасники», ну и ладно… Поэтому заприметив большой навес, решили расположиться там.

Отдохнув, накупавшись и выспавшись, решили искать место для стоянки.

В конце пляжа в сторону Нового Света начинается маркированная туристическая тропа. Сначала тропа ведет вдоль береговых камней, затем, поднимается немного вверх к заповедной части г.Караул-Оба.

Тут нас и встретил продавец билетов в удивительный мир г.Караул-Оба. Стоимость взрослого билета – 30 грн. (до сих пор не понимаю за что…).

Посовещавшись между собой пришли к мнению, что как-то дороговато. Поэтому было решено ставить лагерь недалеко от входа в заказник.

А рано утром, пока не будет дяди контролера пройти  бесплатно. Время посещения заказника «Новый Свет» с 8.00 до 20.00 и соответственно с 20.00 до 8.00 на входе никого нет, а проход не закрыт.

Утро второго дня нашего путешествия встретило нас небольшой облачностью. Как раз то, что надо для прогулки по Долинам Ада и Рая. Позавтракав и быстро собравшись, выдвигаемся в путь навстречу приключениям.

Подъем начинается по тропе вдоль склона и можно наблюдать, как внизу плещутся волны, разбиваясь о причудливые камни.

Тропа поднимается все выше и выше.

Слева над тропой возвышается скалистая вершина Караул-Обы.

Вскоре замечаем скалы, которые своими очертаниями напоминают существо с двумя рожками.

Дальше путешествие продолжается через «Ворота» (узкую скальную расщелину).

Из этих ворот мы попадаем прямо в Долину ада.

Сразу за воротами есть еле видная тропинка влево. Это и есть нижняя тропа к Лестнице тавров. Но по этой тропе очень тяжело подниматься, практически невозможно, очень сильная сыпуха (без рюкзаков и если очень сильно хочется, то вполне возможно, один наш участник таки добежал до лестницы и вернулся к нам и своему рюкзаку).

Поэтому лучше пойти к Лестнице Тавров по верхней тропе.

Итак, двигаемся дальше по Долине ада. Долина со всех сторон окружена скалами, поэтому создаётся впечатление ограниченного пространства.

Пред глазами предстают величественные вертикальные горные стены с загадочными тёмными трещинами, которые веют холодом. Самый глубокий разлом называется Холодильник – пещера, откуда даже в летнюю жару веет холодом, температура внутри неё около +10 градусов. Существует мнение, что этим природным явлением пользовались еще древние жители Крыма – Тавры для хранения своих припасов.

Проверив Холодильник, не осталось ли каких либо припасов от тавров, двигаемся дальше.

Вскоре тропа выходит к обрыву. Отсюда открывается красивейшие виды на мыс Капчик, Царский пляж, голубую бухту, а вдалеке видны окрестности Нового Света.

Дальше тропа уходит резко вверх по каменистому склону, корням деревьев – так называемой лестнице Тарзана. Преодолев лестницу Тарзана, делаем 10-ти минутный привал.

Вот и дождик начал накрапывать…но это даже хорошо, не жарко.

Продолжаем наше путешествие. Но какое же путешествие без приключений, спросите вы? Вот и мы решили найти себе приключения, свернув с маркированной тропы. Поднимаемся вверх дальше по Долине ада. Выходим к просторной скальной площадке с отличным обзором.

А вот и проход к узкому ущелью, которое называют Адамовым Ложем. Здесь темно и мрачно, стены увиты плющом.

Отсюда начинается целая система ущелий — таврских убежищ. Согласно легенде, таврские старики, женщины, дети прятались здесь во время вражеских нападений, когда мужчины уходили на войну.

Пройдя через Адамово ложе спускаемся вниз.

Неожиданно открывается каменная лестница, вырубленная в трещине скалы, закрученная в виде спирали. Специалисты утверждают, что лестница сооружена еще таврами в незапамятные времена и только немного подновлена в новое время графом Голицыным.

Внизу возле лестницы замечаем каменные стелы (менгиры), в трещинах которых современные туристы, по какой то традиции, заколачивают монеты. И тут приходит в голову мысль облегчить участь менгир, повыковыривать монеты.

Насобирав немного монет двигаемся дальше, в Долину Рая – это просторная долина, поросшая можжевеловым редколесьем, располагающее к отдыху.

Далее тропа спускается вниз по Долине рая.

Спустившись вниз, мелькнула мысль «а не искупаться ли на Царском пляже??». Но усталость и лень потом снова карабкаться вверх решили все за нас… И не зря, этот очень красивый пляж в Голубой бухте закрыт для посещения летом, а в этом году еще и поставили охранников, которые могут вас оттуда выгнать.

В общем, решено, идем купаться и отдыхать в Новый свет. КПП заказника обходим поверху, т.к. контролер может попросить вас предъявить билет, который вы покупали на входе.

Вот и Новый Свет. Вход на пляж бесплатный, но вот с тенью проблематично. На пляже натянуты тенты, но под тентами везде стоят  лежаки, стоимость которых 10 грн. час или 50 грн. весь день. Прямо обдираловка… После такого начинаешь понимать почему наши соотечественники предпочитают, например, Турцию нашему Крыму.

Ну да ладно, вернемся на пляж Нового Света. Нам повезло, и мы нашли участок с тенью и без лежаков, там и расположились.

Так и подошел к вечеру второй день нашего путешествия, пора искать место под стоянку. Пошли по набережной Нового Света в сторону Судака. Дошли до кафе с большой водной горкой. В этом месте сворачиваем налево и поднимаемся вверх вдоль деревянных домиков, придерживаясь правой стороны. Так мы вышли к трассе Новый Свет – Судак. Немного пройдя по тропе вдоль трассы, спускаемся вниз к морю. Следует сказать, что явной тропы нет, а местами есть обвалы.

Пройдя немного по берегу, нашли пару пляжей. На втором-третьем (они разделены большими валунами) пляже есть родник. У родника и остановились.

Утром мы дали волю себе поспать. Солнышко давно уже встало, а мы вставать не спешили.

Но нужно брать себя в руки и выбираться из палатки.

Искупавшись в море и позавтракав, выдвигаемся в дорогу. Наш маршрут проходит по берегу в сторону Судака. Прыгая с камня на камень, подбираемся все ближе к Судаку.

Вот и недостроенная гостиница. Строительство этого курорта началось в последние годы СССР специально для дайверов, но так и не было закончено. Уровень готовности был на уровне 90%. Когда Украина стала независимой (1991) уже частично была завезена мебель. В результате право собственности осталось невыясненным между Россией и Украиной. Какое-то время там была охрана. После всё было разворовано.

Решили подняться по асфальтированной дороге от этой гостиницы к трасе Новый Свет – Судак, так как по берегу дальше прохода нет и мыс Кыз-Куле-Бурун (Генуэзская крепость) нужно обходить поверху.

Не успели мы подойти к зданию гостиницы как не понятно, откуда, словно из под земли, появилась женщина-охранник с рацией. Почти криком она нам начала рассказывать, что это частная территория, проход закрыт и вообще убирались туда, откуда пришли. Странная она какая-то…ну и ладно…вернулись немного назад, обошли чуть стороной и вышли на эту дорогу. Возле так называемых «ворот» (натянутый прут или веревка) этой частной территории стоит будка, в ней сидело пару мужчин. Но нам они ничего не сказали и мы спокойно прошли. Так мы вышли на трассу Новый Свет – Судак.

И вот мы в Судаке. Время обеда. Увидев кафе «У Ольги» или «Ольга», точно не помню, практически возле входа в Судакскую крепость, решили подкрепиться. Чебуреки были не плохие, но вот счет, который нам принесли, нас удивил и не в лучшую сторону. Нас нагло хотели обмануть. Так что проверяйте счет, перед тем как отдать деньги.

Путешествие наше подходит к концу, покупаем билеты на рейсовый автобус Судак – Феодосия и отправляемся в путь – дорогу. В Феодосии нас ждет поезд домой…