Океанские заметки

китовые акулы на Филиппинах

Утром погода стояла тихая. На небе не было ни одного облачка, но солнце еще не успело раскалить воздух и с моря дул приятный свежий бриз.
В планах на сегодня была главная цель поездки в эту забытую всеми местными богами, кроме бога “туризма и наживы”, деревеньку, а именно - возможность поплавать среди стаи китовых акул.

Все началось с того, что возле берегов деревеньки Тан Аван иногда появлялись китовые акулы. Они приплывали сюда на мелководье, чтобы полакомится планктоном или, возможно, по другим своим акульим делам. Эти периодические визиты продолжались долгие годы, пока на Филиппинах не появилось множество иностранных туристов, для которых, оказывается посмотреть на эту самую большую в мире рыбу, то еще удовольствие. Ну а чего еще ожидать от этих странных белых людей…

И вот местные рыбаки поняли, что показав белым туристам место с акулами, или даже подвозя их на лодке поближе к ним, рыбаки могут заработать гораздо больше денег, чем за месяц рыбалки. А потом они подумали - а как бы нам сделать, чтобы эти дурацкие рыбы почаще приплывали, и мы могли скормить им побольше туристов? И придумали. Теперь каждое утро, на рассвете, в любую погоду, несколько лодок выходят в море и разбрасывают корм, а ничего не подозревающие акулы сплываются сюда в надежде полакомится крилем и тут-же попадают в лапы ненасытным туристам.

кормление китовых акулы на Филиппинах

С самого утра на берегу кипит работа - автобусы подвозят людей, бывшие рыбаки собирают деньги за аттракцион и наспех рассказывают, как правильно смотреть на акул, потом сажают туристов в лодки и плывут на прикормленное место. Там туристов выкидывают за борт и тычут пальцем и кричат, куда нужно смотреть.

Китовая акула - самая большая из существующих в мире акул, и заодно, самая большая в мире рыба. Длина акулы обычно до 12-15 метров, но иногда встречаются особи до 18 или даже 20 метров длинной. К счастью для людей Китовые акулы абсолютно безвредны, так как питаются только планктоном, подобно китам, отсюда и пошло их название.

Так вот, утро было тихим и безоблачным. И мы направились к соседнему пляжу, с которого и отчаливают все лодочки с туристами на просмотр акул. Тут уже было множество людей - туристы, гребцы с галер, точнее лодочек для туристов, всякие сопутствующие кассиры, спасатели, и прочие праздношатающиеся.

На входе во все это безумие висит табличка с ценами - для белых людей 1000 песо, для местных - 70 песо. На местных мы не очень похожи, поэтому с нас содрали по тысяче, взамен выдали спасательный жилет, маску с трубкой и показали пальцем на ближайшую пирогу. Там уже сидело несколько человек, и вскоре, мы отчалил от берега.

Проплыли метров 50 и остановились. Тут уже должны быть акулы.

На самом деле, можно было бы и самому доплыть сюда от берега, даже не покупая билет, но все местные работники пристально следят, чтобы никакой нарушитель не пробрался сюда не заплатив, наверное могут и веслом по башке стукнуть в случае неповиновения.

Но вот под лодкой проплыла какая-то тень огромных размеров, наверное раза в три больше, чем сама лодка, и все попрыгали за борт… Тут и начинается самое интересное - огромные акулы, длинной по 10 -15 метров плавают вокруг бултыхающихся в воде людей, но к счастью, не обращают на них никакого внимания. А все потому, что они травоядные, точнее крилеядные - едят всяких мелких ракообразных, планктон, и прочую мелочь, которая плавает в море. Они как киты втягивают воду, отфильтровывают из нее все что могут съесть, а остальное выплевывают. Но пасть у них таких размеров, что туда можно и человека целиком запихнуть. Но местные филиппинские работники больше беспокоятся о том, чтобы туристы не покусали акул, чем наоборот, поэтому к акулам нельзя подплывать близко, трогать их и кататься на спине держась за плавник тоже нельзя. Акул было много, наверное около десятка, иногда они проплывали буквально в метре от нас едва не задевая плавниками. Кстати, задний хвостовой плавник у них, наверное больше человеческого роста, так что если акула случайно махнет им в неподходящий момент, то кому-то несдобровать.

Время шло очень быстро, и уже через 20 минут, наш надсмотрщик начал махать руками и кричать, чтобы мы вылазили. К сожалению, пришлось подчинится.

Остаток дня мы решили погулять по округе и покупаться в море. Для начала зашли в одну из ближайших закусочных, прямо тут же на берегу. Ассортимент был небогатый - рис и к нему всякие добавки из разных морепродуктов, ну или просто всякие рыбы, кальмары и прочие креветки без риса. Я решил попробовать кальмаров поджаренных на углях. Сами кальмары были небольшими - сантиметров по 5 -7 в длину и за соседним столиком какой-то китаец целиком засовывал их в рот, а может даже и глотал их целиком, не разжевывая. Я не был готов так смело пожирать всяких морских гадов, поэтому решил посмотреть, что там внутри этого кальмара. В результате вся тарелка, стол вокруг и руки почти по локоть были в черной жиже, вокруг валялись ошметки всяких внутренностей кальмаров, а я решил что в следующий раз возьму что-нибудь попроще.

После расправы над кальмарами мы решили прогуляться по селу, посмотреть как живут местные аборигены. Вдоль берега через всю деревню шла единственная дорога, по которой мы и приехали из Главного города острова Себу. Остров и единственный город на острове называются одинаково - Себу. Эта же дорога огибает весь остров Себу по кругу, а внутри острова дорог практически нет. Мы находились почти на дальней оконечности острова. В самом дальнем конце была еще одна деревня - Лилоан (Liloan) из которой ходили паромы на другой остров - Панглао и знаменитые пляжи Alona Beach именно туда мы и собирались отправится на следующий день с утра.

А пока неспешно прогуливались по единственной улице - дороге. Мимо с диким ревом проносились мопеды без глушителей - это такая местная мода, чтобы мопед ехал быстрее или мог перевозить больше людей, его тюнингуют - отрывают глушитель. На таком мопеде вполне может ехать целая семья - муж с женой и двое-трое детей, ну и еще всякие кошолки привязаны. Или можно привязать к багажнику пару свиней, чтобы с ветерком домчать до ближайшего рынка.

Филиппины остров Себу дервня Тан Аван

“Нормальных” деревьев вдоль дороги не было, одни пальмы, на которых болтались связки кокосов, кусты бананов, также со связками бананов, но к сожалению, зеленых, со всего этого свисали лианы, и кое-где рядом с домами торчали лысые палки с парой листьев наверху и несколькими папайями разной степени зрелости. Периодически встречались дома утопающие в зелени пальм, некоторые дома были сделаны из бамбука, как наша комнатка, другие - посолиднее, из кирпича. В некоторых домах были оборудованы закусочных или кафе, обязательный атрибут даже самого маленького и дохлого кафе - это караоке автомат с огромными колонками, иногда такой агрегат занимал чуть ли не половину всего помещения. В других домах были сделаны небольшие магазинчики, которые торговали всем подряд - тазами и ведрами, пивом, кормом для боевых петухов и бананами.

Солнце уже было высоко и нещадно палило, не спасал даже бриз с моря. И мы решили зайти в один из магазинов и купить себе бутылочку пива, одну на двоих, а все потому, что бутылки тут обычно литровые. Чаще всего в магазинах можно найти два сорта пива - Red Horse и San Miguel. Но при покупке с вас еще возьмут пару тугриков за бутылку. Но мы сделали хитро - сказали, что будем пить прямо тут - “не отходя от кассы”... И нам тут же организовали пару стульев, и мы сели в тени под навесом магазина, глядя на дорогу и океан на заднем плане за пальмами.

По пути домой, мы свернули на проселочную дорогу с кокосовыми пальмами по бокам, которая уходила куда-то вверх по склонам холма и скрывалась из виду в джунглях. Пошли мы туда без всякой цели - просто погулять. А может быть, чтобы сорвать с какой-нибудь пальмы кокосовый орех, точно никто не знает. Но побродив вокруг парочки пальм, мы быстро поняли, что никаким способом достать до плодов не получится, и залезть на 20 метровое дерево без единой ветки, тоже довольно сложно. Но вокруг каждого дерева валялась огромная куча пустой кожуры от кокосов, что еще больше подзадоривало - значит местные как-то их все таки срывают. Валялись тут и целые орехи, но судя по торчащим из них молодым листьям пальм, эти кокосы уже давно тут лежат, и скоро вообще заколосятся.

Филиппины остров Себу кокосы кокосы на Филиппинах остров Себу

Уже смирившись с тем, что нам не удастся полакомится свежим кокосом, мы повернули в обратную сторону. У тут внезапно, в канаве на обочине дороги, мы заметили совсем свеженький кокос, еще в зеленой шкуре… Вот так удача, сейчас мы как в рекламе баунти - легким движение расколем этот орех и будем пить вытекающий из него сок - райское наслаждение.

Не сильно бьем кокосом о ближайший камень - ничего, посильнее - ничего, со всей силы - опять ничего, только толстая зеленая шкура немного помялась. Ну и тут я уже со всей силы швыряю кокосом в камень… Результат тот же самый - ничего не происходит. Тут у нас закралось подозрение, что в рекламе говорят неправду - “вот это поворот”. Посмотрев внимательнее на конструкцию плода, почесав затылок и вспомнив школьный курс сопромата, мы подумали - а зачем ему такая толстая, волокнистая кожура? Может, чтобы упав с самого верха пальмы он не разбился? Значит все наши старания по швырянию кокоса об землю, тоже бесполезны. Мы пойдем другим путем - нужно содрать с ореха эту шкуру, которая работает, как амортизатор удара и тогда мы сможем расколоть орех. который находится внутри. Минут 10 ушло, на то чтобы перочинным складным ножиком выпилить из шкуры небольшую “дольку” поперек волокон эта конструкция вообще не поддавалась разделке, поэтому пилили как получалось. С трудом оторвав эту дольку кожуры от самого ореха мы наконец-то увидели что она была толщиной сантиметра четыре или пять а уже под этой кожурой находится сам кокосовый орех. После первого куска кожуры дело пошло быстрее - было за что ухватится руками и тянуть изо всех сил в разные стороны - так мы очисти примерно половину ореха. Теперь можно попробовать снова долбануть его об камень. Легкие удары, опять никак не помогали, но после сильного удара, кожура все-таки треснула и из нее начал вытекать сок. Естественно, половина сразу же вылилась на землю. Ну ничего подковырнув ножом скорлупа нам удалось расширить щель и все-таки попробовать на вкус кокосовое молоко - ничего особенного, приятная кисловатая вода, но пить можно. Выпив все содержимое мы полностью раскололи орех и добрались до внутренностей. Вся внутренняя поверхность ореха была покрыта толстым слоем белой “мякоти”, которая совсем не мягкая, но именно из нее делают кокосовую стружку для всяких сладостей. Вот так мы впервые самостоятельно вскрыли и попробовали свежий кокосовый орех. С помощью ножа мы наковыряли себе кокосовой мякоти в дорогу и пошли обратно на берег океана к своей бамбуковой хижине.

кокосовый орех Филиппины

Вечером мы сидели на камнях на берегу океана и смотрели как рыбаки на своих пирогах кормят китовых акул, иногда из воды показывались огромные плавники или даже пасти акул.

На этом наши дела в деревушке Тан Аван закончились и на следующий день мы планировали сесть на паром и переправится на другой остров - Панглао, чтобы встретить там новый год.

За ужином мы рассказали о наших планах парню, который работает в баре нашей хижины, и он ответил, что вероятно у нас ничего не получится, потому что из-за резкого падения атмосферного давления закрыли морскую навигацию.