Когда мы просматривали варианты попасть в Мачу Пикчу, нас привлекли варианты трекингов, в основном предлагают или Инка трейл или Салкантай трек.

Инка трейл гораздо дороже и его надо бронировать заранее, так как много желающих, плюс обязательно гид и разрешение, ведь на Инка трейл пускают не более 200 человек в день.

А вот Салкантай трек не требует ни гида ни пермита. Идти можно самому или в группе. По дороге есть кемпинги и лоджи, места, где можно докупить еду или просто поесть. Плюс на Салкантае меньше руин инков, зато больше гор и путь пролегает в районе горы Салкантай 6271м.

И вот мы в Куско, старт Салкантай трека находится в поселке Mollepata, но от него не самые интересные 20 км до поселка Soraypampa. В общем, мы решили сократить и доехать до Сорайпампы, это легко уладить в любом турагенстве каждый день есть туры на озеро Humantay, которые стартуют из Сорайпампы. Доезд с туром будет стоить 30-50 солей. Стоит только сказать, что вам нужен только транспорт и без возврата.

Единственный минус для нас это было отправление в 5-5:30 утра, вроде и хорошо, что ранний старт, но 1го января было тяжеловато.

Путь до Сорайпампы занимает около 3 часов и так как это тур, то еще 30 минут на завтрак.

Трекинг Салкантай можно пройти полностью налегке ночуя в оборудованных кемпингах, лоджах, но тогда придется четко планировать места ночевки или со своей палаткой, тогда все просто. Ещё стоит учитывать сезон, мы были в начале января, а это разгар сезона дождей - почти все было закрыто включая кемпинги и магазинчики, и только в самых крупных поселках встречались люди.

Из снаряжения на трекинге нужны только базовые вещи: палатка, спальник и коврик. В снаряжении у нас было единство, все производства Red Point. Но не забывайте, что наверху температура может опускаться до 0 и немного ниже, берите соответствующий спальник.

Если палатка и спальники у нас были проверены, то новым опытом для нас были надувные коврики AirLight, гораздо компактнее обычных, этот трек они выдержали на ура, посмотрим, что будет дальше.
Из одежды тоже ничего особенного не потребуется, все согласно погоде: термобелье, трекинговая одежда, теплая одежда. У нас было по комплекту термобелья Турбат, трекинговые штаны, пара футболок, флисы Dzembronya и Plai, ну а так как сезон дождей, то еще и по хорошей дождевой куртке, в том числе украинского производства Turbat Liuta.

Ну и понимая, что мы идем не в сезон у нас была еда быстрого приготовления и жидкотопливная горелка MSR xgk ex, которая отлично работает даже на "ослиной моче".

И вот наступило 5 утра 1го января 2019 года, а мы уже стоим собранные возле дверей отеля. А уже через полчаса мы едем в полном спринтере в Сорайпампу. Судя по лицам подъем 1го января многим дался нелегко.

Около 9 утра мы уже на парковке перед Сорайпампой. До поселка еще 15-20 минут пешком, так что уже здесь предлагают лошадей на озеро Умантай - стоимость 70 солей. За 15 минут доходим до Сорайпампы, тут кафе, кемпинги. Некоторые кемпинги - это просто место для палаток, в других это платформа и крытый навес, а в некоторых комфортные полусферы с кроватями и душем, туалетом внутри.

Дорога до озера это где-то 2.5 км и 300 метров набора высоты с 3900 до 4200. Подъем не крутой и почти всем под силу. Но даже не попробовав идти многие берут лошадей. Из поселка это удовольствие стоит уже 50 солей.

До озера мы дошли за 50 минут, переходишь перегиб и перед тобой открывается бирюзовое озеро. Чуть выше видны языки ледников, выше облако... Если вам повезет больше с погодой, то над озером возвышается вершина Умантай около 5900 метров высотой.

Озеро явно ледникового происхождения, по бокам встают моренные валы, на которые можно забраться и с которых открываются отличные виды.

Спуск с озера занимает 40 минут неспешной прогулки. Только мы спустились и сели под крышей перекусить, как начался сильный дождь.

Через час дождь замедлился и теперь только накрапывал, одев наши куртки мы вышли в сторону перевала Салкантай. Сегодня мы хотим остановится до перевала, в надежде, что придя рано утром на перевал мы увидим больше, чем просто облака.

Мы дошли до кемпинга в 4 км от Сорайпампы, по сути это не кемпинг, а площадка, где в сезон продают еду и напитки, а рядом есть небольшая зеленная зона для палаток. Отдохнули, подумали, нашли еще один кемпинг перед перевалом на картах maps.me и пошли дальше.

Кемпинг оказался частным, компании Inka Trail, но в январе там не было никого и мы отлично провели ночь. А точнее оделись как могли тепло и наслаждались иногда открывающейся горой Салкантай.

Утром встав в 6 утра мы увидели частично открытую вершину, быстро позавтракав и собравшись мы отправились на перевал, нам оставалось всего 140 метров набора высоты и около 1 километра пути.

По пути среди камней бегают зверьки - что-то среднее между зайцем и сурком, называются вискача и относится к шиншиловым.

Через полчаса, а то и раньше мы стояли на перевале Салкантай - все вокруг заволокло тучей. Но через 5 минут уже немного раздуло и стало видать снежные вершины.

С перевала Салкантай обычно ходят до поселка Chaullay или соседнего Collpapampa. До них около 14км пути и почти 1900 метров сброса высоты. Поначалу спуск радует, но скоро спуск начинает надоедать.
По дороге встречаются маленькие кемпинги, фермерские хозяйства, иногда проходят целые караваны лошадей с парой погонщиков.

Долго коротко ли, а мы дошли до Колпапампы и так как было рано пошли дальше.

В районе поселков тропа несколько раз пересекает реку и ее притоки, так что приходится побегать вверх вниз.

Тропа дальше идет сквозь джунгли, иногда встречаются цветущие орхидеи, вдоль тропы много земляники.

По дороге есть водопад Picchi состоящий из трех каскадов. До норвежских не дотягивает, но красиво.

Еще полтора часа и мы пришли в кемпинг Winaypocco. По сути это частное хозяйство, нас встретили два пса, а за ними появилась и хозяйка с двумя детьми. Стоимость места для одной палатки 10 солей. Места для палаток на плоской зеленой полянке - красиво. К цветам рядом с палатками прилетают колибри...

Как хорошо и главное тепло подумали мы и остались. Только тепло приносит с собой еще насекомых, тут это страшно кусучие мушки. Достали они нас уже за 10 минут, пришлось одеть кофту с длинным рукавом и заправить штаны в носки :(

Утром мы продолжили свой путь в поселок La Playa. Обычно это конечная точка трека Салкантай, но иногда идут дальше через перевал к поселку Гидроэлектрика. Это еще минимум 1 день пути 14 км и километр перепада высоты, сначала 900 метров вверх, а потом больше 1000 метров вниз.

Но мы решили закончить традиционно в La Playa и подъехать до Гидроэлектрики.

Не успели мы и часа отойти от места ночевки, как наткнулись на заброшенный сад Гранадильи. Конечно же пришлось сделать привал.

Гранадилья вьющиеся растение и тут оно опутало множество деревьев, плоды зачастую находятся довольно высоко, так что пришлось полазить, но кулёк гранадильи мы собрали! Оказалась не хуже, чем с базара - свежая, ароматная и сладкая.

Еще пара часов и мы в поселке. Тут уже встречаются открытые кафе и магазинчики. Проходим 200-300 метров, а на встречу бусик - колективо до Санта Терезы.

Колективо - это такие такси/маршрутки для нескольких человек обычно для 8-9, плюс чаще всего ездят по конкретному маршруту.

Чтобы не ждать садимся, дорога до Санта Терезы занимает около часа и стоит 10 солей с человека. В Санта Терезе нас тут же берет в оборот парень и мы на такси едем до Гидроэлектрики за те же 10 солей с человека.

По картам Гидроэлектрика представлялась даже поселком. На самом деле тут дорога заканчивается паркингом, а дальше только рельсы и киоски вдоль них. Чуть дальше пара кафе и вроде даже какой-то лодж, но вся длина Гидроэлектрики не превышает 500-600 метров.

В самом конце таблички Aguas Calientas уводящие по ступеням в банановую посадку, еще раз пересекаем рельсы, еще подъем и мы выходим на тропу вдоль железной дороги, которая ведёт в Аквас Калиентес, поселок у подножия Мачу Пикчу.

Тропа из Гидроэлектрики в Аквас Калиентес - около 10км довольно грязной тропинки проходящей вдоль железной дороги и реки Урубамба. Вдоль тропы иногда встречаются лоджи, кемпинги, кафе.

В расслабленном темпе мы дошли до Аква Калиенте или как его еще называют Machu Picchu puebo за 2.5 часа. Рассчитывать, что вы пройдете этот участок быстрее, чем за 2 часа не стоит, так как тропа не самая лучшая и надо постоянно переходить рельсы, тропинка вьется то с одной, то с другой стороны. А еще по пути к Мачу Пикчу тропа хоть и плавно, но идёт вверх и набирает более 350 метров по высоте.

На полпути к Аквас Калиентес нас застал дождь, сначала это были отдельные капли, но потом начался настоящий тропический ливень, а спрятаться то и негде.

И вот мы в поселке, посмотрев в букинг устраивающий нас вариант пришли сразу на место. В Перу выгоднее договариваться на месте, так как через сервисы бронирования цена зачастую выше плюс налоги, размер которых не обозначен - taxes and fees may vary.

Комната, которая на букинг стоит 67+налоги, мы успешно поселились за 60.

Сегодня в поселке праздник местного значения, в центре сцена, выступают разные музыкальные коллективы, ходят нарядные местные и видимо городское начальство в костюмах официальных. Праздновали они допоздна и с салютом!

Если вы хотите попробовать Перуанскую кухню, то в Аквас Калиентес есть все условия, но удовольствие это не из дешёвых, да и почти во всех ресторанах вам прибавят 10-20% за обслуживание. Если пройти в сторону горячих источников, то там в самом конце поселка можно найти кафе по нормальной цене, но без изысков и чего-то интересного.

Сегодня всю вторую половину дня шел дождь и мы решили, что не будем покупать билеты на Мачу Пикчу, а посмотрим завтра по погоде. Правда к вечеру онлайн остались только билеты на 9 утра и позднее.

Касса открывается в 5:30 утра - отлично, решили мы утром посмотрим и купим.

Утром стояла неплохая погода, хоть и облачно, но облака были высоко. В 6 утра мы были у кассы тут стояла небольшая очередь в 5-6 человек и пустые кассы. После долгого объяснения с охранником на испанском стало ясно, что билеты на 9 утра начнут продавать в 8. Никакие доводы, что тогда мы не успеем дойти пешком не действовали.

Мы ушли завтракать и пришли в 7:30, а очередь успела вырасти до 30-40 человек. Если бы было просто 40 человек, то это не проблема, но в очереди множество гидов, которые покупают по 10 билетов. Наш шанс попасть на вход к 9 таял на глазах.

Я решила пройти к началу очереди посмотреть как она движется и один перуанец предложил купить билеты и нам. В общем всеобщий бардак помешал нам, а потом помог. Билет для взрослого иностранца стоит 152 соля, и на входе висит объявление, что оплатить можно только наличными и только солями. Поэтому в большинстве банкоматов отсутствуют деньги...

Билеты на 9 утра, а уже 8:30. Все пугают, что если придёшь не в свое время не пустят и что по билету внутри можно находится только 4 часа. По факту к 9 утра пришли китайцы с билетами на 7 и все ок. Ну и конечно же никто не контролирует время пребывания в Мачу Пикчу.

Но мы еще этого не знали и поэтому резвой рысью побежали на автобус, чтобы успеть к 9 утра наверх.
Кто еще не знает, то от поселка ко входу к Мачу Пикчу надо подняться или по старым ступеням на 500 метров по высоте или проехать автобусом 9 км подъёма.

Автобус стоит 12$ или эквивалент в солях, и тут можно заплатить в долларах в отличие от билетов за Мачу Пикчу.

Очередь на автобусы все 400 человек, у которых вход в 9 утра тут... Но проблема в том, что сначала надо купить билет, а в кассу еще большая очередь... К 9:15 мы таки стояли наверху у входа в Мачу Пикчу. Овеянный легендами, новое чудо света, старинный город инков, мы и еще пара тысяч туристов у его подножья.

Про то что можно и нужно увидеть в Мачу Пикчу рассказано уже очень много, так что писать нет смысла ;) Разве что сказать, что нам повезло дождя не было и даже проглядывало солнце. Множество туристов разбрелось по довольно большой территории и не сильно отвлекали. Единственное место, где всегда много туристов это смотровые площадки откуда открывается открыточный вид на Мачу Пикчу, и может быть вам повезет и лама подойдёт сфотографироваться.

В Мачу Пикчу мы провели около 5 часов этого времени нам хватило, чтобы неспешно осмотреть все, может мы что-то и пропустили, но удовольствие от посещения получили в полном объеме.

На следующее утро нас ждал путь назад: 10 км вдоль железной дороги до Гидроэлектрики, ожидание автобуса и 5-7 часов до Куско. Так как чекауты в Аквас Калиентес ранние, мы вышли в 9 утра, шли очень неспешно, к концу пути остановились перекусить и все равно были в Гидроэлектрике к 12. А нам сказали, что автобусы в 14, 15, 16 часов. Но оказалось, что есть множество коллективо, которые за 40 солей готовы везти в Куско.

Чтобы не ждать два часа мы поехали на коллективо, правда в Санта Марии нас пересадили уже в бусик мотивировав тем, что дальше снесён мост и маленькая машинка не проедет. Мост действительно снесён, но там через реку даже маленькие легковушки проезжают. Как обычно у местных все рассказывают какие-то выдумки и не говорят правду. Нам повезло и наша маршрутка доехала до Куско всего за 5.5 часов. Завтра день отдыха и перелет в Боливию!

Ла Паз и его окрестности

Перелет в Боливию, всего два часа и мы в Ла Пасе, но этому не суждено было сбыться. Всего за 20 часов до вылета рейс отменили, а в замен предложили ехать автобусом. Го...