Восхождение на пик Ленина

Утро началось с традиционного распихивания сугробов вокруг палатки и растапливания снега, чтобы приготовить завтрак. Пока снег таял на горелке, я провел ревизию всех оставшихся продуктов, оказалось, что съел я очень мало, и почти все что я сюда запер, придется теперь нести вниз. И это еще при том, что у меня во втором лагере, есть еще один мешок с продуктами, которые я оставил перед восхождением. Значит, чем больше я съем сейчас - темь меньше мне придется тащить на себе вниз. Но вот ведь проблема - особо и есть то не хочется. Ну ладно, сделаю, точнее съем, все, что смогу. Сказано - съедено… Теперь можно неспеша собирать вещи, а то уже хочется побыстрее спустится вниз, туда где нет снега и есть воздух.

Много времени ушло на то, чтобы откопать из снега палатку, которую за эти дни основательно замело со всех сторон. Когда я наконец вырыл ее, свернул и убрал в рюкзак, я увидел что средняя часть палатки находится в яме, а крайние как-бы на возвышении с разницей сантиметров 20, а то и больше. Я конечно это замечал пока сидел или лежал в палатке, но не думал что разница такая большая.

Так получилось потому, что в средней части палатки я сидел во время готовки и утрамбовывал под собой снег, и вообще, это самая высокая часть в которой можно сидеть не упираясь головой в потолок. А те части палатки которые были ближе к краям мало того, что не утрамбовывались всем моим весом, а наоборот под них еще и свежий снег ветром задувало. А я то думал, почему это мне на боку так неудобно спать…

С чувством выполненного долга, я одел рюкзак на плечи, и пошел по тропе ведущей прямо вниз.

восхождение на пик Ленина

Да, по сравнению с первым посещением этой высоты несколько дней назад, сейчас двигаться тут было намного легче. Почти без остановок я сбежал по глубокому снегу с вершины Раздельной до хребта над лагерем2. Навстречу попадались медленно бредущие под рюкзаками альпинисты. Наверное, примерно так выглядел и я всего пару дней назад. Но рюкзаки некоторых товарищей просто вселяли ужас своими размерами - что они там носят-то?

Хотя над вершиной пика Ленина опять кружились облака, погода была безветренной. Без приключений, всего за пару часов я сбежал до лагеря2, где сделал небольшой привал - набрал воды в роднике. Родник кстати сегодня был засыпан толстым слоем снега и только в одном месте успел оттаять небольшой ручеек. Запихал в рюкзак остатки еды, которую я оставил тут по пути наверх, и направился дальше вниз - зачем мне терять время и мерзнуть на высоте 5300, если я спокойно успеваю за сегодня спуститься до лагеря1 на 4400…

По знакомой тропе прошелся по сковородке, потом перешел по снежным мостикам знакомые трещины и наконец вышел на плоскую часть ледника уже возле самого лагеря. Еще 10 минут и я на морене, где у нас всегда был лагерь. В принципе, конечно, я мог туда не идти, а найти себе место для стоянки поближе к цивилизации, но я хотел посмотреть, вдруг я застану там Ярослава и Вову, которые еще не успели убежать вниз. Но в лагере я застал только оставленный мешок продуктов - огромный кулек гречки, килограмма на четыре, и второй мешок - смесь чая, гречки, риса и крошек от печенья. Все это было придавлено пустыми баллонами от газа. Интересно, до какой высоты поднималась эта гречка или все время пролежала тут в палатке?

восхождение на пик Ленина

Установил свою палатку уже в знакомом месте, с видом на вершину пика Ленина, но к вечеру весь вид затянулся темными тучами, и пошел дождь перешедший в снег. Иногда в перерывах, через разрывы в тучах проглядывали ледяные стены, но потом опять все затягивалось пеленой туч и снова начинался снег. За ночь насыпало сантиметров двадцать свежего снега и утром все по прежнему было затянуто тучами, дул сильный холодный ветер и сыпался снег. Хотя куда-то идти по такой погоде очень не хотелось, но сидеть тут в палатке целый день без дела и мерзнуть, не хотелось еще больше.

Как гласит древняя мудрость - чем больше я съем сейчас, тем меньше мне нужно будет тащить на себе дальше. Плотно позавтракав, я откопал из под снега еще один мешок вещей, оставленный здесь на пути вверх и запаковал все в это в рюкзак, который заметно потяжелел.

Место стоянки осталось таким-же каким оно было до нашего прихода сюда, если не считать мешка гречки посередине и пустых газовых баллонов.
- Нехорошо - подумал я, и привязал к своему рюкзаку еще мешок с баллонами - Дотащу их до лагеря, а там отдам кому-нибудь, их снова заправят газом и продадут альпинистам, но по крайней мере, они не будут тут валяться мусором и ржаветь. Рюкзак еще потяжелел на килограмм.

А вот что делать, с этой горой гречки? Тут она конечно полежит какое-то время в пакете, но потом на солнце пакет рассыпется, все это растащят птицы, а обрывки полиэтилена ветром разнесет по горам - тоже не очень хорошо. В общем, рисо-гречко-чай я сразу высыпал - пусть птицы едят, а пакеты забрал с остальным мусором. Но этот огромный мусорный мешок с гречкой… У меня рюкзак и так тяжелый, тащить еще и этот запас я совсем не хотел. Поэтому я решил донести его до ближайшего лагеря и отдать местным жителям. И вот с огромным рюкзаком на спине, и мусорным мешком с гречкой в руках я скачу по булыжникам лежащим на леднике и засыпанным снегом. Уже начал думать, не выбросить ли мне эту гречку нахрен, а то я тут с ней сам останусь. Но жаба все-таки не позволила вот так взять и выбросить мешок харчей - в африке дети голодают, а я тут гречку выкидываю…

Уже и до ближайшего домика недалеко осталось. Бросил я свой рюкзак под камнем, и с мешком гречки наперевес направился к домику. Подхожу, а там никого, заглянул внутрь, обошел вокруг - никого. Тогда я тихонько пробрался на кухню, поставил гречку на середину стола, и пока никто не видит, быстренько сбежал. А то еще догонят и вернут мешок…

Газовые баллоны оставил на приметном камне на развилке троп - авось кто-нибудь заберет, потому что тащить их дальше сил не было. Вот так распорядившись наследством ребят я с чистой совестью направился по тропе вниз к базовому лагерю.

Погода постепенно начала проясняться. Все еще дул холодный противный ветер со снегом, но в тучах появились разрывы с синим небом. Но появилась другая неприятность - снег, выпавший ночью, начал таять и тропа превращалась в грязное месиво. А погонщики со своими караванами лошадей еще больше развозил грязь. По плоскому месту было еще более-менее нормально идти, а вот любой спуск или подъем превращался в каток.

восхождение на пик Ленина

На огромной почти плоской морене, где располагались лагеря всех турфирм, было натоптано множество троп во всех направлениях. Тропы извивались случайным образом среди россыпей камней, принесенных ледником, оврагов с ручьями текущими по ним, небольшими ледниковыми озерцами и участками открытого льда. Угадать куда конкретно идет эта тропа было почти невозможно, сколько раз я проходил по этой морене - всегда шел по новой тропе и в результате все равно приходилось сходить с тропы и идти напрямик, чтобы попасть куда нужно. Вот и в этот раз, тропа, вроде бы ведущая вниз в сторону базового лагеря, внезапно повернула в ненужную сторону и вывела к очередному лагерю очередной турфирмы и закончилась у входа в палатку-столовую. Пришлось дальше идти без тропы карабкаясь по холмам на морене, но вскоре я вышел на хорошую тропу которая шла в нужную сторону. А потом она вообще влилась в уже знакомую мне основную тропу вниз. По ней я дошел до речки, через которую меня в прошлый раз переправляли на лошади.

Погода все еще была пасмурной и холодной, и вообще, было еще утро, так что уровень воды оставался низким и я спокойно перешел ручей прыгая по камням - сэкономил пять баксов. Настроение сразу улучшилось, жалко что еще не было местных кыргызов с лошадями, а то обязательно бы показал им кукиш с другого берега реки - Вот вам пять баксов, я и сам без вас отлично справился.

Но наверное таких дураков тут много, да и кыргызы могут заранее рассчитать, когда можно самому ручей перейти, а когда нет.

Дальше тропа шла почти все время вниз вдоль ледника. Навстречу стали попадаться люди приехавшие сюда на ежегодные соревнования - скоростное восхождение на пик Ленина или Lenin peak race, гонка должна начаться дней через 10, насколько я знаю. Было много иностранцев, которые только на днях приехали к подножию пика Ленина и сейчас совершали акклиматизационные забеги до лагеря1 и обратно. А в это время караваны ишаков таскали наверх еду и снаряжение для всех этих участников.

восхождение на пик Ленина

На пути от лагеря1 вниз, но еще не доходя до перевала Путешественников, есть одно место, где я всегда останавливался на отдых, небольшая ровная площадка, на краю морены, тут есть очень удобные камни, чтобы на них посидеть и даже можно поставить палатку. В этот раз я тоже решил напоследок тут посидеть и полюбоваться видами, а заодно и съесть что-нибудь, чтобы меньше тащить в рюкзаке.

Отдохнув минут десять я продолжил спуск, который всего через 15 минут перешел в подъем на перевал Путешественников. Тропа,как и следовало ожидать, была грязной, но, в основном, покрыта мелкой щебенкой, которая не скользила, так что если подниматься широким траверсом, то вполне ничего себе. А вот уже под самым перевалом щебенка закончилаь и началась глина. Но тут подъем был уже не такой крутой и можно было с тропы сойти в сторону и попытаться пройти по траве, что я успешно и сделал. На самом перевале еще лежали остатки снега, а вершины вокруг были белыми.

Спуск тоже хоть и грязно-скользкий, но прошел без приключений. Дальше тропа уже до самого базлага идет почти все время полого. Вокруг, кроме меня никого небыло и из своих нор повылазили какие-то суслики - погреться на солнце. Я пару раз пробовал подойти к ним поближе, но они всегда убегали и пряталист в норы. Один особо жирный суслик сидел на камне до последнего, а потом сбежал в нору под камнем. Когда я подошел поближе и заглянул в нору, этот жирдяй так заверещал, что я сразу отпрыгнул в сторону на пару метров и решил в норы больше не заглядывать.

восхождение на пик Ленина

Ну и наконец-то последняя часть рассказа