восхождение на Монблан

Изначально восхождение на Монблан планировалось не по классическому маршруту через приюты ТетРус и Гутера, а по маршруту от приюта Космик (Refuge des Cosmiques) через три вершины Монблана - Mont Blanc du Tacul, Mont Maudit, Mont Blanc.

Но за несколько дней до восхождения пришел циклон и выпало много свежего снега. Из за этого склоны Mont Blanc du Tacul стали лавиноопасными и мы решили не рисковать…

До отъезда из Шамони оставалось еще два дня и чтобы не терять возможность сходить на Монблан, я решил попробовать совершить экспресс восхождение по классическому маршруту. Забегая вперед скажу, что мне это удалось, весь путь от Шамони до вершины Монблана и обратно занял менее суток, но обо всем по порядку.

трамвай на пути к Монблану

Чтобы успеть на последний рейс трамвая Tramway du Mont Blanc, мы с Олей выехали из Шамони на автобусе до поселка Лез Уш около 5 часов вечера. Потом на канатке доехали до станции трамвая Бельвю - Bellevue. Дальше я поеду один, потому что канатка заканчивает работу в 6 часов, а Оле нужно успеть вернутся обратно, чтобы не спускаться до поселка пешком.

В трамвае я был единственным пассажиром, у меня даже билет никто не проверил. Сначала рельсы идут по лесу, а потом трамвай выезжает на скалистые склоны массива Монблана, откуда открывается отличный вид на вершину, покрытую льдом и снегом.

горный козел на Монблане

На конечной станции трамвая я встретил матерого горного козла с огромными рогами, посчитал это хорошим знаком (что он меня не забодал) и в 18.30 начал подъем к хижине Тет Рус. Я пошел по тропе, которая идет вдоль ледника Bionassay.

Не сказать, чтобы тропа была сильно нахоженной. На морене у нее куча ответвлений, которые то расходятся, то сходятся.

Я уже начал сомневаться туда ли я иду - никого вокруг нет, тропа какая-то хилая, хотя по моим представлениям тут должен быть протоптан автобан, ведь каждый день минимум сотня человек проходит...

Но потом тропа выходит на снежник и путь просматривается однозначно. На подъеме встретил пару итальянцев, которые пришли из Италии перевалив через хребет.

восхождение на Монблан

Примерно к 8,30 вечера добрался до приюта Тет Рус. Передохнул 5 минут, выпил кружечку чая из термоса и пошел дальше. Солнце было еще довольно высоко и я рещил идти пока хоть что-то видно.

Сразу после приюта Тет Рус прошел через палаточный лагерь и встретил там нашего швейцарского друга, они планировали выходить на восхождение в 12 ночи.

восхождение на Монблан, Тет Рус

После лагеря нужно немного пройти по леднику, с которого начинается снежный подъем до начала скального гребня. Сразу после этого места нужно пройти самое опасное место маршрута Гранд Кулуар. Он находится на западном склоне и как раз заходящее солнце освещает его лучше всего. А это значит, что и опасность камнепада самая высокая. В общем я выбрал самое неудачное время для пересечения этого опасного места.

восхождение на Монблан, Гранд Кулуар

Пока я одевал кошки спрятавшись за камнем перед выходом в кулуар, мимо просвистели несколько булыжников внушительного размера. Выбрав момент я начал проходить кулуар, постоянно посматривая вверх - не летит ли там чего-нибудь. По центру кулуара оказалось неожиданное препятствие в виде ручья с берегами из снежной каши и льда.

Нырнув во все этой одной ногой и промочив ботинок я перебрался на другую сторону и без приключений дошел до безопасного места на противоположной стороне кулуара.

Пока снимал кошки несколько булыжников опять просвистели по кулуару и скрылись в обрыве внизу. Где-то я слышал информацию, что каждый год в этом месте минимум десять человек получают различные травмы.

Дальше тропа идет по россыпям огромных камней и петляет вдоль гребня хребта идущего круто вверх. Кроме меня в это время на маршруте никого не было и никто не мешал любоваться красками заходящего солнца. Погода стояла отличная, даже ветра не было.

самостоятельное восхождение на Монблан

Почти весь хребет я успел пройти еще в сумерках и только последнюю часть по снегу пришлось идти уже в полной темноте. К 11 часам вечера я поднялся до хижины Гутера.

восхождение на Монблан

Так как ночью я ходить по горам не очень люблю - слишком холодно, то я решил подождать в хижине Гутера а на рассвете выйти на восхождение. Но в 11 вечера я уже не нашел никого из персонала, хотя свет в столовой горел но было пусто и тихо.  Поэтому просто решил посидеть на первом этаже в раздевалке, там было относительно тепло (больше нуля) и не было ветра - что еще надо, когда ты без палатки? Сидеть было скучно поэтому я постепенно разлегся на лавке и даже поспал пару часов пока в 2 часа ночи не начали греметь снарягой первые восходители. И чего они так рано туда прутся?

В общем кое-как подремав еще пару часов под звон карабинов и лязганье кошек, я понял что это никогда не закончится и тоже решил собираться. Не спеша перекусив и попив чаю вышел ровно в 4 утра. Сразу надел кошки, пуховку, теплые рукавицы, в общем по максимуму все что было. Ну и фонарь налобный тоже, все таки еще целый час до рассвета. Хоть я и очень не люблю ранние выходы до рассвета, но спать дальше было невозможно, а сидеть просто так - скучно.

Народу было очень много, вся тропа впереди была четко видна благодаря точкам фонариков восходителей. Пока шел в темноте, дорога никак не запомнилась - в маленьком светлом пятне фонаря видно только отпечатки кошек на снегу и периодически кого-то догоняешь и обгоняешь - все.

К рассвету дошел до хребта, где расположена спасательная хижина Валло на высоте 4300 метров. Некоторый несознательные люди используют ее для запланированной ночевки, чтобы набрать часть высоты накануне вечером и на восхождение перепад высот был меньше. По этому все хижина замусорена, ну и запах там не очень приятный.

Дальше хоть можно было смотреть по сторонам и любоваться рассветными пейзажами.

восхождение на Монблан, хижина Валло

От этого места начинается самая интересная часть маршрута - тропа идет по узкому хребту с обрывами по обеим сторонам.

самостятельное восхождение на Монблан

На хребте был сильный ветер, и вообще было довольно холодно - на усах и бороде от дыхания выросли сосульки.

Постоянно делая перерывы на фотографирование я не спеша поднимался в гору. Начали встречаться люди уже идущие вниз, думаю большая часть из них не дошла до вершины - слишком рано, чтобы успеть вернуться. Ну или это были те кто вышел в два часа ночи из приюта Гутера- но в чем тогда смысл всего восхождения если весь путь наверх и сама вершина были в темноте?

маршрут восхождения на Монблан

Вот такие живописные снежные надувы встречались на пути восхождения:

восхождение на Монблан

И вот за очередным перегибом появился новый снежный купол который и оказался вершиной. Часы показывали 7 утра, неплохо для первого раза.

восхождение на Монблан маршрут

восхождение на Монблан тропа восхождение на Монблан по классике

маршрут восхождение на Монблан

Вершина Монблана - это широкий снежный гребень который как-бы продолжает путь подъема. Каких-то памятников, голов Ленина и прочего мусора на вершине нет, даже сфотографироваться не с чем… Зато открывается отличный вид на все 360 градусов.

Монблан вершина восхождение на Монблан

Как раз пока я был на вершине, поднялась связка из трех человек по маршруту "Через три вершины Монблана" от приюта Космик - стартовали они в 2 часа ночи подъем у них занял 5 часов. Так что есть люди которые рискнули пойти несмотря на лавинную опасность.

Сделав еще пару фотографий я пошел вниз. Как и на любой другой вершине делать тут особо нечего. Зачем только заперся сюда…

самостоятельное восхождение на Монблан

Спуск идет по пути подъема, по все тому-же снежному гребню, потом через хижину Валло по леднику до самого приюта Гутера. К 10 часам утра спустился до приюта Гутера.

По пути вниз уже снял пуховку и теплые рукавицы, так как солнце неплохо грело, а ветер ниже хребта был не очень сильным.

восхождение на Монблан

Передохнув в предбаннике Гутера минут 15, пошел вниз. К этому времени мой чай из термоса уже закончился и жутко хотелось пить, но платить 7 евро за бутылку воды мне жаба не позволила. Литр чая на все восхождение это мало, а набрать воду абсолютно негде. Хотя нет, было одно место - ручей посреди Гранд Кулуара, но набирать воду под обстрелом камней - как-нибудь в другой раз...

маршрут восхождения на Монблан описание

Снежный гребень на подходе к хижине Гутера пути от хижины Валло.

восхождение на Монблан описание

Монблан приют Гуте

На спуске от приюта Гутера до Тет Руса был аншлаг, много людей спускалось вниз и много поднималось вверх. А тропа узкая. Я понял как мне повезло вчера вечером, когда я шел абсолютно один. На узкой тропке среди камней обогнать кого-то это целая проблема, еще и есть риск что кто-то столкнет камень тебе на голову, или ты кому-то... Почему-то почти все по этой каменистой тропе спускались в кошках, некоторые даже в связках, хотя камни были абсолютно сухие, даже без намека на лед или даже снег. Это сильно замедляет спуск да и обогнать такой караван, который со скрежетом металлических кошек по камням еле-еле ползет вниз довольно сложно.

В Гранд Кулуаре тоже образовался затор - тропинка одна, а люди идут с двух сторон, хорошо хоть пропускают встречных и не приходится с кем-то разминаться прямо в кулуаре. Одного человека из двойки, которая проходила передо мной, чуть не сбило камнем, он успел сделать шаг назад и камень попал точно в то место где он стоял секунду назад. Так что проходить Гранд Кулуар утром так-же небезопасно как и вечером. Единственный плюс, что ручей посредине кулаура был намного меньше и переступить его можно было без особых проблем.

Без приключений я спустился к приюту Тет Рус, откуда продолжил спуск уже не по снегу, а по каменистой тропе вниз к станции трамвая. Спуск очень длинный и утомительный, еще и солнце шпарило сверху. Зато на каменистых развалах морен пасется много диких козлов, которые почти не боятся людей и к ним можно подойти буквально на 20 шагов.

Усталость в ногах я почувствовал уже у приюта Тет Рус а пока спускался до трамвая ноги уже просто начали "отваливаться".

В общем к часу дня я наконец-то добрался до станции трамвая, где меня ждал неприятный сюрприз. Я то думал сейчас наконец-то сяду в трамвай и поеду себе вниз, а оказалось, что следующий трамвай будет аж через два часа… Ноги к этому времени уже просто гудели, но я решил что лучше за 40 минут сам дойду до станции Bellevue чем два часа буду ждать трамвай. Так и сделал.

восхождение на Монблан трамвай

Спустился на подъемнике в Лез Уш и на автобусе уехал в Шамони. И к четырем часам дня был уже в Шамони. Так что всё восхождение заняло меньше суток, а точнее 23 часа из которых 5 часов я провел в приюте Гутера.

Пешая часть маршрута началась на высоте 2372 метра, перепад высот до вершины Монблана (4809 м.) составил 2437 метров. Ну и вниз столько же, даже больше если учесть, что я спускался аж до Бельвю.

Более подробное описание маршрута восхождения на Монблан можно прочитать в этой статье.

А рассказы о других интересных местах которые стоит посмотреть в Шамони тут.