Orla Perc Путь Орла

И вот настал третий день, на этот день обещали самую лучшую погоду, да и запланировано на него саоме интересно маршрут Путь Орла (Orla Perc). Этот маршрут сильно отличается от всех остальных маршрутов в польских Татрах. Ведь его длина совсем невелика около 4км.( расстаяние немного разное в разных источниках, т.к. начало маршрута откладывают от разных точек), а время, которое требуется на прохождение – около 8 часов, по карте. Но временные обозначения на карте явно для летнего времни, и пусть на карте нет отметки, что этот маршрут закрыт зимой, не стоит на него лезть не подумав 200 раз.

Итак маршрут Путь Орла в мае месяце.

Утро встретило нас абсолютно безоблачным небом и ярким солнцем. Быстренько собравшись доезжаем до Кузницы ( стоимость маршрутки 3 злотых). Билетная касса на подъемник начинает работать с 7:50, а первая кабинка уходит в 8:00. Черт, на первый подъемник опазадли буквально на 2 минуты. А следующая кабинка, если нет полного заполнения отправляется только через 30 минут. Пока ждали подъемник порассматривали рельефную карту Высоких Татр, поглазели на народ. Кто-то явно едет только посмотреть вокруг, но есть один мужчина с кошками, одна пара с ледорубом (я не путаю у них был один на двоих), ну и еще некоторое кол-во народу с треккинговыми палками – мы среди них.

Вот и кабинка подошла и мы взмыли вверх, мимо проносятся лесистые склоны, Кузница осталась далеко внизу. Вот и станция пересадки – дружной толпой перемещаемся в следующий вагончик и опять вверх, но на этот раз впереди уже заснеженные вершины и кулуары, по которым сползают снежники. Еще пара минут и мы на верхней станции подъемника. Это всего на 30 метров ниже, чем сама вершина на которой расположена Метеостанция.

Метеостанция на вершине Каспров Верх

Огляделись и быстрым темпом отправились в сторону горы Свиница. Времени у нас не так уж много. С подъемника по указателям до Свиницы 2 часа ходу, сначала до Свиницкого перевала час и потом чуть менее часа подъем на саму вершину.

Тропа к Свинице

В мае 2014 года, тропа начинается сразу по снегу и только иногда выходит на скалы. До Свиницкого перевала тропа идет плавно иногда немного поднимаясь иногда спускаясь. Никакого дополнительного снаряжения не требуется, ну разве что с треккинговыми палками немного комфортнее. По дороге к свиницкому перевалу встретили местную живность: один раз кого-то похожего на суслика, второй же больше напоминал хорька. И тот и тот убежали за снежные наддувы, а лезть без страховки за ними совсем не хотелось.

Еще немного и Свиницкий перевал

Вид на Зеленый став

Свиницкий перевал

Вот и Свиницкий перевал, одна тропа уходит вниз в долину к озерам

Тропа в долину с перевала Свиница

Наша тропа от перевала начинает довольно круто взбираться вверх по скалам. Иногда выходит на снег. Мы один раз ушли не туда – по следам... и по ним же вернулись на верную тропу – так что внимательнее смотрите на маркеры. Тропа вышла на крутой снежный склон, в котоором уже прорублены ступени – радует, т.к. фирн очень плотный и делать ступени пришлось бы долго, а без ступеней только в кошках и страховка бы не помешала. Именно здесь мы первый раз задумались, что вообще-то всех подряд сюда пускать явно нельзя, по крайней мере пока лежит снег. Конечно в описании сказано, что здесь есть цепи, но видно они глубоко под снегом...

Тропа обходит вершину справа, по отличному каменному, а у нас снежному цирку. И что больше всего «радует» на тропе свежие конусы лавинок, хоть и маленьких, но если даже с ног снесет, то катится прийдется долго и далеко. Быстро пройдя опасный участок мы увидели первый цепи, точнее то что можно было увидеть – из под снего торчал кусок и как раз заканчивался. Попробовали вытащить – где там все примерзло намертво.

Тропинка огибающая Свиницу, цепи засыпаны снегом

Цепи на маршруте

Небольшой скальный участок, еще подъем и мы на вершине. Вершина Свиницы не очень явная и каждый камень кажется выше предыдущего.

Вид на озера со Свиницы

Долина Пяти Ставов вид со Свиницы

А дальше тропа идет чуть ниже самого хребта и выходит на него лишь на перевале Заврат. Но до этого еще придется и подняться и спустится, с цепями и без. Например нам встретился отличный крутой снежный спуск. Цепи вверху уходящие в снег есть, достать их не представляется возможным. И ради собственной безопасности мы решили спускаться в три такта – палочку воткнул, шаг одной ногой, шаг второй, опять палочка и так по кругу. А вокруг красота, голубое небо, белый снег, вершины, внизу видно два из пяти озер долины Пяти Ставов Польских. Правда озера затянуты льдом и припорошены снего, но угадываются.

И вот последний траверс и мы на перевале Заврат. Встречаем пару поляков, который пришли снизу из схрониска Мурованец и идут на Каспров Верх. Они серьезные – с кошками, ледорубами. Молодцы одним словом. А у нас обед – чай, бутерброды. И похоже будет спуск. Уже середина дня, а мы заранее прикинули, что с какой бы точки маршрута Путь Орла мы не спускались, то до населенного пункта нам около 4 часов ходу. А значит сильно засижываться не стоит. Да и от графика на карте мы явно отстаем, ну не предусмотрели они, что кто-то тут по снегу лазить будет.

Перевал Заврат

Долина пяти ставов с перевала Заврат

И вот вниз, с перевала Заврат вниз к Черному Ставу Гасиенцову уходит тропа. Правда вначале с перевала должны быть цепи, чтобы не лезть по крутой осыпи наверх/вних. Мы это знали, но ни цепей ни осыпи не увидели. А увидели крутой снежный желоб, из которого вылезли поляки в кошках, а нам идти с тем что есть.

Перегиб с началом тропы с перевала Заврат вниз

И опять в ход идет спуск в три такта. Наша пара палок поделена – каждому по палочке, ведь при определенных навыках палочкой тоже можно зарубится, ледоруб конечно надежнее, но выбирать не приходится. Спуск прошел почти успешно, если не считать, что я таки воспользовалась палочкой для зарубывания. А в конце, когда выполаживание было совсем близко мы еще и покатались.

Перевал Заврат и спуск с него

Небольшое озеро под перевалом Заврат

Тропа из висячей долины нырнула в основную долину и мы вышли на берег Черного Става. Хорошая набитая тропа, почти отсутсвие снега. Навстречу нам еще двое поляков с ледорубами – спрашивают что-то на польском используя слово «раки», ну мы то думаем, что они просто не церемонятся и называют вещи своими именами – ну мы и отвечаем «Да раком, раком там по другому никак ну или в кошках». Поляки кивают уходят. И только на следующий день мы узнакем, что raki – это кошки по польски, и похоже они спрашивали в кошках ли мы шли. Ну и хорошо, что мы друг друга не поняли – не обязательно им знать, что там и в кроссовках пройти можно, но не нужно.

Черный став

Черный Став

На дальнем к нам и на ближнем к Мурованцу берегу озера куча народу отдыхает. А мы идем вниз. Мимо проскочили схрониск Мурованец, еще какие-то строения, разветвления тропы на Каспров Верх. И вот уже на табличках встречается надпись Кузница – есть две тропы одинаковые по времени черная и желтая – черная спускается в долину и идет по долине, а желтая идет по хребту и потом спускается в долину, так что вам выбирать. А мы выбрали желтую – виды то лучше, но потом поняли, что ошиблись – солнце то никуда не спряталось, а по второй тропе деревья с самого начала, хоть какая-то тень.

Схрониск Мурованец

Тропа с приюта Мурованец вниз

Ну вот мы и спустились в Кузницу, довольно рано, могли еще 1-1.5 гулять, но рисковать не хотелось. Хотелось бы тут поделится своими выводами по маршруту Путь Орла. Во-первых первый раз сюда стоит идти все-таки летом, ну или чтобы хотябы не было снега. Во-вторых если идете, когда есть снег будь то зима/весна или поздняя осень – возьмите кошки и ледоруб, неплохобы еще каску (камни сыпятся – мы видели ислышали) и веревку для страховки (по желанию и по степени подготовки группы). В- третьих даже летом нельзя обещать, что вы за день успеете пройти этот маршрут, точнее пройти вы скорее всего успеете, а вот вернутся в населенку вряд ли. Таким образом выплывает, то что стоит взять с собой маленькую палатку и спальники+небольшой запас еды, перекантоваться ночь хватит. Конечно есть еще вариант спускаться не совсем в населенку, а например в схрониск Мурованец, от него до почти любой точки маршрута около 1.5 чаосв по карте, т.е. летом. При тех погодных условиях в которых мы были, то подъем даже в кошках займет около 2.5-3 часа. Хотя если вы очень быстрый горный козел ;)

И еще в заключение – маршрут очень понравился, обязательно сходим его целиком. Но было бы очень неплохо если бы на табличках Татранский Национальный Парк предупреждал, что неподготовленным и без снаряжения при наличии снега – не соваться!