По легенде, на территории современного Дели было семь разных городов, принадлежавших семи разным империям. На самом деле городов было гораздо больше, первое поселение Индрапрастха на этих землях возникло еще в третьем тысячелетии до нашей эры. Каждая из империй оставила свой след на лице сегодняшнего Дели, только отыскать все эти следы и знаки не под силу обычному туристу - едва хватает времени, чтобы обойти основные достопримечательности.
Дели - уменьшенная модель всей Индии, тут есть все характерные атрибуты: вонючие трущобы, люди, живущие прямо на улицах или в домах, сделанных из картонных коробок, лабиринты узких улочек и базаров, на которых смешиваются буйволы, обезьяны, разноцветные птицы, рикши и пешеходы, толпы нищих и калек, замотанных в грязные тряпки, потрясающие храмы, крепости, дворцы, созданные архитекторами прошлого.
В Дели мы прибыли поездом из Агры. Жилье мы забронировали заранее в "букинге" по акции - две ночи 698 рупий плюс налоги итого 840 рупий. Отель находится на туристической улице недалеко от ж/д станции New Delhi.
Кстати, из отеля нам прислали письмо, что если таксист будет говорить, что ваш отель занят, закрыт, сгорел, туда нет дороги, на него упал метеорит или что-то подобное - не верить, просто таксист обманывает и пытается вас заманить в свой отель, где он получает деньги за каждого привезенного клиента. Но сами хозяева нашего отеля, тут же, при нашем вопросе сколько стоит метро до аэропорта сказали - 180 рупий и идет оно больше часа и не подходит прямо к терминалу и вообще, мы вам сейчас организуем такси из отеля - за 50 минут и 500 рупий вы будете прямо в аэропорту. А через 10 минут на вокзале мы выяснили, что метро стоит 100 рупий от нашей станции до аэропорта, приходит прямо в 3й терминал, который нам нужен, да еще и время в пути всего 25 минут. Так что в Индии никому на слово верить нельзя.
У нас оставался еще один день до вылета и мы решили посетить некоторые достопримечательности Дели, но стоит заметить, что все достопримечательности разбросаны по городу на большом расстоянии друг от друга и пешком прогуляться не получится.
Есть несколько вариантов передвижения по Дели, но все они связанны с какими-то неудобствами. Метро - огромные очереди в кассы, правда не везде, поезда сильно забиты, при чем забиты настолько, что не факт, что вы сядете в первый пришедший поезд метро, да и если впихнётесь в вагон ноги все равно будет некуда поставить, в лучшем случае придется все дорогу балансировать на одной ноге. Хотя упасть в вагоне не удастся даже при желании - просто некуда, все равно, удовольствия от поездки вы не получите. А еще в метро много карманников, мы даже наблюдали как один европеец обнаружил пропажу кошелька, а полицейский только развел руками. Такси или тук-тук - довольно дорого, по сравнению с метро, надо торговаться, а значит взаимодействовать с индусами, что не всегда хорошо влияет на настроение, и вообще на психику.
Поэтому мы выбрали всего несколько достопримечательностей Дели, которые посетим в этот раз, а остальные оставили на будущее.
Первым делом мы прогулялись к воротам Индии. Да-да, вы не ошибаетесь - настоящие ворота Индии находятся в Мумбаи и мы о них уже писали, а в Дели есть свои ворота посреди города. Официальное название - Всеиндийский военный мемориал, посвященный 90000 индийских солдат, погибших во время сражений Первой мировой войны и афганских войнах. Ворота представляют собой каменную арку окруженную индусами, которые пытаются тебе что-то продать.
Один ушлый индус - уличный фотограф, пытался сделать фотографию своего "клиента" с "настоящими белыми людьми", то есть с нами.
От ворот на приемлемом для пешей прогулки расстоянии находится гробница Хумаюна. Стоимость входа для иностранцев 250 рупий. Гробница обнесена каменной стеной, а перед входом мини парк. А на парковке между машинами можно столкнуться с обычным индийским заклинателем змей.
Еще мы хотели посетить храм лотоса, но идти до него по индийским улицам больше трёх километров мы были не в силах, поэтому решили рискнуть и поехали туда на метро. Но пока искали путь к ближайшей станции, наткнулись на индийскую прачечную на берегу зловонной реки. Теперь мы понимаем, почему во многих индийских отелях постельное белье серое.
Нам повезло и метро было не очень забито. Сразу на выходе по куполу храма мы поняли, куда нам идти, купол виднелся среди деревьев,. А дальше была непонятная очередь. В ней было множество индусов, многие босиком и с какими-то пакетами в руках - похоже на подношения богам. Куда тянулась эта очередь мы так и не поняли, но недалеко от нее начиналась вторая очередь, в другом направлении, похоже, что эта очередь была на вход в парк к храму лотоса, длина очереди впечатляла - метров 200. Она извивалась по улице, а хвост очереди почти не двигался так как периодически в начало и в середину очереди встраивались группки индусов. Мы подошли ко входным воротам, куда тянулась эта очередь, и заметили третью очередь на вход из парка в сам храм - тут мы поняли, что лучше посмотрим на все это со стороны.
Кстати, индийцы в очередях это отдельная история. Они постоянно лезут без очереди, пытаются проскочить как-нибудь из-за угла, отодвигают тебя, на вокзале через тебя подсовывают свои деньги в окошко кассы и наперебой кричат куда им надо, в супермаркете подходят с другой стороны от кассы, образуя уже вторую очередь в противоположном направлении. А если им сообщить, что ты тут стоишь не просто так, а как-бы в очереди и неплохо было-бы соблюдать порядок - сильно удивляются и не понимают, что не так. А даже если им это потом повторно объясняет кассир, то уходят с растерянным или обиженным видом.
Если вы не хотите стоять в очереди к храму лотоса, то через забор от него есть неплохой парк, откуда открываются хороший виды на храм и окрестные лачуги. Кстати, парк не сильно замусорен, так что иногда можно забыть что ты в Индии.
Решив, что с нас достаточно, мы отправились на станцию метро, чтобы ехать в гостиницу. По пути назад мы попали в очень забитый поезд. После непростого испытания в виде попадания в вагон метро, были еще следующие этапы: удержись в вагоне на промежуточной станции и выйди на нужной тебе. Нам это удалось и мы с чистой совестью пошли в отель.
На следующий день мы уехали на пустом и комфортном поезде метро в аэропорт и улетели в Непал.
Общие впечатления и выводы об Индии:
Индия самая неприспособленная для жизни страна, если вы конечно не привыкли жить на помойке. На каждом шагу тебя пытаются обмануть или заработать на тебе в 10 раз больше чем на индусе. Такое впечатление, что любой европеец, по внешнему виду, миллионер, который устал таскать в рюкзаке пачки денег и ему срочно надо помочь от них избавиться. Еще каждый европеец представляет собой что-то, что должно принести счастье, поэтому много людей с тобой здороваются при чем пытаются поздороваться за руку (хотя руки они мыли очень давно...) или другим способом дотронуться. Распространенный метод сфотографироваться с иностранцем, иногда они переходят границы: лезут обниматься при фото или берут с других индусов деньги, а потом пытаются его сфотографировать с тобой.
Если вы решили ехать в Индию, будьте готовы, что тут везде горы мусора, причем "везде" это не в переносном смысле, а в самом прямом.
Также индусы предпочитают жевательный табак, поэтому все заплевано цветными плевками. А еще они ходят в туалет, где приспичит, причем женщины тоже, хотя и реже мужчин.
Хотя мы встречали множество людей которые были в восторге от Индии и индусов. Из разговоров с ними можно было сделать вывод, что в маленьких городках и поселках ситуация сильно отличается от крупных и популярных у туристов городов. А мы как-раз посещали самые крупные и известные города и достопримечательности: Мумбаи - самый большой город Индии, и один из самых больших и густонаселенных в мире; Джайпур - столица штата Раджастхан, население небольшое, по индийским меркам - чуть меньше 4 миллионов человек, знаменит своим "Розовым городом" и фортами, входит в "золотой треугольник Индии" ; Агра со своим всемирно известным ТаджМахалом; и Дели - столица Индии.
Индию однозначно стоит посетить хотя бы один раз, чтобы составить свое впечатление об этой удивительной стране, и понять стоит ли возвращаться сюда еще.